
1 ОБПСКР - история
#2
OFFLINE
Отправлено 25 October 2013 - 08:43
"Ранним утром 22 июня 1941 года, в 3 часа 50 минут, колокола громкого боя известили моряков о начале Великой Отечественной. Из-за сопок вынырнул вдруг немецкий двухмоторный бомбардировщик и взял курс на корабли, ошвартованные у причала пограничной военно-морской базы в Кувшинской Салме. Боевая тревога, объявленная на сторожевиках, подняла на ноги всех.
Орудийные расчеты дозорной флотилии встретили нарушителя границы интенсивным зенитным огнем, кто-то из комендоров «Сапфира» поймал в перекрестие прицела фашистский стервятник. И вот уже за хвостом тяжелого бомбардировщика потянулся густой шлейф дыма – самолет начал резко терять высоту, падая в опоясанное каменистыми кряжами озеро. Фашистский ас поспешно выбросился из горящей машины, и над его головой белым капитулянтским флагом задрожал раскрывшийся купол парашюта. Высланный наряд, пробравшись к озеру нехожеными тропами, пленил немецкого летчика. Это была первая победа моряков-пограничников над врагом, на боевом счету которых, соответственно, появился и первый вражеский самолет, сбитый в Советском Заполярье. "
Панорама Кувшинской Салмы. О.Торос, о. Кувшин, вдалеке, прямо по курсу, о.Кильдин. Упомянутое озеро находится справа за сопкой.
Специалисты говорят, что этого не было и в архивах таких данных нет. Если самолёт действительно падал в озеро то он и сейчас там, его никто не поднимал.
Нужно нырнуть.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал Сергей Приходько: 25 October 2013 - 10:00
#3
OFFLINE
Отправлено 05 November 2013 - 09:00
Прикрепленные файлы
#4
OFFLINE
Отправлено 22 November 2013 - 15:10
Прикрепленные файлы
#5
OFFLINE
Отправлено 30 November 2013 - 19:16
На фото: - Корабли 1-й Бригады от Мурманска 20-х до Мурманска сегодняшнего, Кувшинка 70 год.
"Ярославна"
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал Tor: 30 November 2013 - 19:16
#6
OFFLINE
Отправлено 21 December 2013 - 09:58



#10
OFFLINE
Отправлено 25 December 2013 - 12:48
"Ярославна"
Ярославна. с 5.2.1924—Воровский. Бывшая американская паровая яхта Лизистрата, построена в 1901 в Англии. 6.7.1916 куплено Морведом и 5.12.1916 включено в состав ФСЛО. В 8.1918 захвачено белогвардейцами в Архангельске, являлось флагманским кораблем ФСЛО. В 3.1920 оставлено белогвардейцами в Белом море при эвакуации из Архангельска. 24.4.1920 в качестве крейсера-заградителя включено в состав Морских Сил Северного Моря. В 3.1921 возвращено в класс посыльных судов. С 14.11.1922 по 24.11.1923 в качестве пограничного сторожевого корабля входило в состав МПО ОГПУ. 21.1.1924 переклассифицировано в сторожевой корабль. 14.7.1924 ушло из Архангельска в состав Морских Сил Дальнего Востока. 20.11.1924 прибыло во Владивосток и вошло в состав Морских Сил Дальнего Востока. С 9.1926 входило в состав Амурской Флотилии, а 30.4.1931 передано МПО НКВД.
Водоизмещение 3315т.
Размерения, 96,6 х 12,2м
Мощноть, 3500л.с.
Скорость, 18узл.
Вооружение 2 - 120, 2 - 47, 2 пул
С уважением!!!
#11
OFFLINE
Отправлено 25 December 2013 - 17:56
вооружение:Ярославна. с 5.2.1924—Воровский. Бывшая американская паровая яхта Лизистрата, построена в 1901 в Англии. 6.7.1916 куплено Морведом и 5.12.1916 включено в состав ФСЛО. В 8.1918 захвачено белогвардейцами в Архангельске, являлось флагманским кораблем ФСЛО. В 3.1920 оставлено белогвардейцами в Белом море при эвакуации из Архангельска. 24.4.1920 в качестве крейсера-заградителя включено в состав Морских Сил Северного Моря. В 3.1921 возвращено в класс посыльных судов. С 14.11.1922 по 24.11.1923 в качестве пограничного сторожевого корабля входило в состав МПО ОГПУ. 21.1.1924 переклассифицировано в сторожевой корабль. 14.7.1924 ушло из Архангельска в состав Морских Сил Дальнего Востока. 20.11.1924 прибыло во Владивосток и вошло в состав Морских Сил Дальнего Востока. С 9.1926 входило в состав Амурской Флотилии, а 30.4.1931 передано МПО НКВД.
Водоизмещение 3315т.
Размерения, 96,6 х 12,2м
Мощноть, 3500л.с.
Скорость, 18узл.
Вооружение 2 - 120, 2 - 47, 2 пул
С уважением!!!
с октября 1916-2-95 мм/30 орудия
с начала 1917-2-75 мм/50 орудия
с середины 1917-2-120 мм/45,2-47 мм орудия
с 1919-2-75 мм/50 орудия
с 1920-2-120 мм/4 орудия,4 пулемета,150 мин
с 1922-2-120 мм/45 орудия,2-47 мм,2 пулемета,150 мин
с1926-2-75 мм/50 орудия,3 пулемета
с 1941-2-120 мм/60 ,4-45 мм орудия,2-12,7 пулемета
с 1946-2-85 мм/5,6-45 мм орудий,4-12,7 пулемета.
.............................................................................................
9 июня 1916-куллена в Париже Морским Ведомством
21 июня 1916-зачислена в списки судов как посыльное,затем переоборудовано и перевооружено в Тулоне.
8 октября 1916-зачислена в состав ФСЛО.
16 февраля 1917-включено в состав Отряда судов обороны Кольского залива.
7 апреля 1917-в состав Мурманского Совдепа.
1919-ремонт во Франции.
19 февраля 1920-уведено из Архангельска на буксире "Козьмой Мининым",в тот же день брошено,ввиду неисп-ти механизмов.
3 апреля 1920-приведено в Архангельск ледорезом "Канада".
15 апреля 1920-в составе Мурманского отряда Беломорской флотилии как заградитель.
21 марта 1921-флагм.судно начальника Морских сил.
осень 1921-в составе Мурманской пограничной базы.
12 декабря 1921-в составе Отряда сторожевывъ судов Мурманского Губотдела ВЧК.
май 1922-в составе Мурманского отдела ГПУ.
3 ноября 1922-в составе Убеко-Север.
19 ноября-вновь передан ГПУ
2 января 1923-в составе Северной пограничной флотилии.
30 июля 1923-переименована в Воровский.
12 июля-20 ноября 1924-переход во Владивосток.
............................................
31 марта 1955-ПКЗ-102.
28 февраля 1961-исключена из списков плавсредств флота и разобрана на металл.
С уважением.
Сообщение отредактировал Tor: 25 December 2013 - 18:06
#12
OFFLINE
Отправлено 26 December 2013 - 10:25
МО-4 снят на ЧФ.
А это северные Малые Охотники.
Прикрепленные файлы
#13
OFFLINE
Отправлено 10 January 2014 - 20:07
Все что нарыл по вашей теме. Если еще, что нибудь нарою, то выложу.
По приказу ГПУ РСФСР № 315 от 28 июня 1923 года при Полномочном Представительстве ГПУ (ПП ГПУ) Петроградского военного округа была учреждена Часть пограничной охраны ПП ГПУ Петроградского военного округа в ее состав вошла Северная пограничная флотилия.
Приказом ОГПУ СССР № 229 от 6 ноября 1926 года Часть пограничной охраны ПП ОГПУ Ленинградского военного округа была реорганизована в Управление пограничной охраны и войск ПП ОГПУ Ленинградского военного округа, на которое возлагалось руководство пограничной охраной в пределах округа.
На основании приказа НКВД СССР № 00331 от 17.03.1940 «О принятии под охрану пограничными войсками государственной границы между Союзом ССР и Финляндией и мероприятиях по обеспечению охраны указанной границы» во исполнения Постановления ЦК ВКП(б)/СНК СССР от 16.03.1940 «О принятии под охрану пограничными войсками НКВД новой государственной границы с Финляндией» был расформирован 35-й Мурманский морской пограничный отряд.
Сообщение отредактировал капитан: 10 January 2014 - 20:07
#14
OFFLINE
Отправлено 23 January 2014 - 08:30
Капитан, спасибо.Для Сергея.

На фото - спасательный круг СКР-29, найденный в 70-х годах на архипелаге Норденшельда, карточки командира СКР-29, старшего лейтенанта Махонькова М.В., Бриллиант СКР-29 в Йоканьге.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал Сергей Приходько: 23 January 2014 - 13:10
#15
OFFLINE
Отправлено 30 July 2014 - 11:47
Подвиг Бриллианта.doc 42К 120 скачиваний
Попытку разобраться в этом сделал Ф.А. Мошков в своей книге "Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней"
"К распространенному мнению о множестве подводных лодок противника, уничтоженных погранкораблями в первые месяцы войны, следует относиться с большой осторожностью. Во многих публикациях по истории погранвойск упоминается о 5 подводных лодках, уничтоженных в первые 20 дней войны кораблями Северного отряда погрансудов, т.е. полном разгроме подводной группировки противника, имевшего к началу войны на этом театре военных действий всего 6 подводных лодок. ... Однако более поздние исследования, выполненные специалистами ВМФ, подтверждают за этот период повреждение 2 немецких ПЛ на Севере (СКР «Бриллиант» и СКР «Бриз»)." ……
Остается добавить, что за 1941–1942 гг. подводных лодок противника на северном театре уничтожено не было вообще, а из всех перечисленных выше кораблей успеха добился лишь СКР-25 «Бриз», который 25 ноября 1941 г. (не в первые дни войны) нанес таранный удар по U-578 и ее легко повредил……
- (кстати, СКР-25 «Бриз» ни до, ни после, ни во время войны не принадлежал к погранвойскам)...
По немецким данным самая первая потеря в воздухе на Севере Ju 88А – 5, 24июня 41-го.
….Торпеды, имеющие электродвигатель, пенистого следа не создают. И именно такой торпедой был потоплен "Бриллиант". Я уже не говорю, что дело было в 1 час 13 минут, т.е. в полной темноте. Кроме того, данная торпеда была снабжена новейшим на тот момент прибором самонаведения на наиболее сильный источник звука, которым в момент атаки оказались двигатели "Бриллианта", очевидно, бывшего ближе всех к лодке.
Торпеда Т5 «Цаункёниг», которой немецкая лодка U-957 потопила "Бриллиант", на самом деле была бесследной и самонаводящейся (акустической)….
…экспонаты музея Арктики и Антарктики: - спасательный круг со сторожевика Бриллиант, якобы принявшего на себя торпеду, предназначенную для транспорта (на самом деле торпеда была бесследной и видеть её никто не мог)...
#16
OFFLINE
Отправлено 31 July 2014 - 09:30
Прикрепленные файлы
#17
OFFLINE
Отправлено 06 August 2014 - 12:09
Оказывается не все из экипажа "Жемчуга" погибли в 1941. Осталось как минимум двое: это комиссар и, сопровождавший его в санаторий, матрос Федор Сачко. Ниже читайте:

Последний матрос с «Жемчуга»
Недавно из Лиепаи (Латвия) благодаря усилиям командира поисковой группы «Либава» (поисковая организация «Патриот») Сергея Петрова (он же главный редактор проекта «Наша Победа. lv») мне передали книгу «Эстафета памяти. Воспоминания о войне и Победе». Уже после получения книги я узнал, что она издана в 2011 году под руководством Анны Протченко при содействии Генерального консульства РФ в Лиепае и (приятный сюрприз!) депутата Сейма (парламента) Латвийской Республики Валерия Агешина (с которым в одно время учились на историческом факультете Калининградского Госуниверситета).
Прежде всего, меня книга заинтересовала своей статьей-воспоминаем Федора Карповича Сачко «Морская пехота сражалась и в Заполярье». Ниже привожу текст статьи полностью:
«Перед началом войны я служил на корабле «Жемчуг», который стоял в поселке Кувшинка (пункт базирования отряда сторожевых кораблей по охране морских границ на Севере страны). Было мне в ту пору 23 года.
В июне 1941 года был направлен в командировку – сопровождал заболевшего комиссара с «Жемчуга» в санаторий НКВД, расположенный неподалеку от Уфы. Передал больного в санаторий и направился к месту прохождения службы.
Обратный путь пролегал через Бологое, где я должен был сделать пересадку. Нужный мне поезд отправлялся лишь утром. Я сидел на вокзале, когда по радио Молотов объявил о начале войны с Германией. На вокзале стояла большая очередь в кассу, люди старались уехать, кричали, плакали.
У меня билет был заранее отмечен, так как я был военнослужащим и направлялся к месту службы. Прибыв на место стоянки «Жемчуга», я узнал, что корабль отправили в море. Больше я его не видел. (Корабли СКР-27 «Жемчуг», и СКР-29 «Бриллиант» обеспечивали движение союзнических конвоев. 11 августа 1941 года «Жемчуг», находившийся в боевом дозоре, торпедированный вражеской подводной лодкой, погиб вместе со всем экипажем. – Прим. А.П.). Я пошел в морской батальон, объяснил ситуацию. Меня направили в Мурманскую область в город Полярный. Там зачислили в 1-й Северный добровольческий отряд морской пехоты командиром отделения разведки.
Из отряда отобрали 40 человек (меня в том числе) и организовали группу разведдиверсантов. Со всех взяли клятву молчать, объяснили нашу задачу и обязанности.
Неподалеку от города Полярный находился мыс Пикшуев. Немцы сосредоточили там войска, чтобы напасть и захватить город Мурманск. Мы получили приказ взорвать базу противника на полуострове и очистить его от немцев.
Ночью нас переправили на мыс. Мы взорвали базу, но при этом погибли два человека, а семеро получили ранения. Бой был страшный. Немцы опомнились, вызвали подкрепление. За нами прислали рыбацкие мотоботы, мы погрузились на них и пошли в море. В это время после бомбежки Мурманска возвращались немецкие самолеты. Они заметили нас. Так как бомб у них не было, они стали стрелять из пулеметов. В нашей группе были убитые и раненые. За выполнение этого задания всем была объявлена благодарность.
В скором времени меня направили на Кольский полуостров на катера рулевым сигнальщиком.
В октябре 1944 года был направлен на курсы мичманов в Кронштадт. После их окончания продолжил службу в отряде надводных кораблей в Кронштадте.
Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и еще 15 медалями».
Тем, кто обращает внимание на мои публикации, посвященные пограничникам-североморцам, уже стало понятно, что перед нами воспоминания, скорее всего последнего моряка с пограничного сторожевого корабля ПСК-301 (во время войны СКР-27) «Жемчуг» и, быть может, одного из последних морских пограничников Заполярья – участников Великой Отечественной войны.
В связи с тем, что Сачко Ф.К. был призван и служил в 1-ом Северном отряде пограничных судов еще до войны, значит, он знал и моего деда Михаила Паровенко – командира пограничного судна СКР-20 «Нептун», а затем и СКР-30 «Сапфир».
Удивительна судьба Федора Сачко. Начало войны он застал, находясь в командировке, из-за чего не попал на свой корабль, т.к. тот ушел в море (с началом войны пограничные корабли изменили свою дислокацию и были перебазированы из Кувшинской Салмы в Иокангу, став ядром Иокангской военно-морской базы). Вернувшись на место службы, Федор Карпович получает назначение в морскую пехоту. После того как Сачко Ф.К. стал диверсантом-разведчиком, его шансы погибнуть возрастают многократно. Вокруг него гибнут не только новые товарищи, но даже родной сторожевой корабль «Жемчуг», на который он не попал, в августе 1941 года торпедированный вражеской подводной лодкой, погибает вместе со всем экипажем. А Федор Сачко не только уцелел в этой кровавой круговерти войны, но и дожил до апреля 2012 года.
Об этом человеке впервые я узнал всего лишь через три месяца после его смерти благодаря сайту Лиепайской русской общины.
По информации сайта «Наша Победа.lv» Сачко Ф.К. похоронен 24 апреля 2012 года на Южном кладбище г.Лиепая.
Автор: Starchina.
#18
OFFLINE
Отправлено 15 August 2014 - 09:14
Сергей Смирнов всё это организовал.
#19
OFFLINE
Отправлено 10 October 2014 - 08:04
23 сентября 1944 - командиру "Бриллианта" ст. л-ту Михаилу Махонькову исполнилось 26 лет.
70 лет со дня гибели "Бриллианта" и 96 лет со дня рождения Михаила.
Слава Героям!
http://photo.qip.ru/...ll/?mode=xlarge
Прикрепленные файлы
#20
OFFLINE
Отправлено 14 December 2014 - 11:34
IMG_0064.jpg 132К
0 скачиваний
ПСКР Аметист после перехода в морозный день. Виден крен на правый борт. Ещё пару дней срубывали лёд, часто вместе с краской.*
* фотография моя;