Перейти к содержимому


ratisbons.com
Фотография

Производство Железного Креста шаг за шагом


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 34

#1 OFFLINE   Alex Bolotnikov

Alex Bolotnikov

    Активный участник Форума

  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPip
  • 1 057 сообщений
  • 56 тем
    Last Visit Вчера, 21:15
  • Город:Москва


Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:03

Что хорошего в этой изоляции – наконец-то появилось свободное время для каких-то проектов, до которых руки годами не доходили...

 

В 2013 году была опубликована серия из 65 оригинальных фотографий эпохи Рейха, детально показывающая все этапы производства Железного Креста 2-го класса фирмой Deschler & Sohn, München. Комментарии к фотографиям давал Густав Кайнц (Gustav Kainz) – один из последних владельцев этого семейного бизнеса. Весьма интересно, на сколько сложен и трудоёмок был процесс производства даже такой, казалось бы, простой награды! Не удивительно, что с таким количеством ручных операций даже одинаковые знаки одного производителя (не обязательно Deschler & Sohn) могут отличаться друг от друга в мелких деталях и иметь какие-то производственные дефекты, которые просто проглядели.

 

Я постарался перевести текст максимально близко к первоисточнику, на сколько, конечно, мне позволили мои пока еще скромные знания немецкого языка) Любые замечания-комментарии очень приветствуются!

 

 

h-2146.jpg

 

 

 

Шаг за шагом: от эскиза до готового Железного Креста

 

 

Всё начинается с проекта. На протяжении десятилетий визитной карточкой фирмы Deschler & Sohn, München являлся творческий подход, который особенно сильно проявлялся в дизайне.

 

b-2147.jpg

 

 

 

Отдел проектирования. Преобразование нарисованного эскиза в увеличенную трехмерную модель. На фотографии за работой над одной из таких моделей – разносторонний и талантливый начальник производства Гвидо Вебер (Guido Weber), который также был скульптором и ювелиром.

 

b-2158.jpg

 

 

 

Эскиз делался на белом фоне для усиления контрастности. Дизайн был единым и для крестов 1-го класса, и для 2-го, где только добавлялось ушко. Весьма примечательна так называемая «круглая тройка» в цифрах года – очень известный и желанный тип креста среди коллекционеров в наше время.

 

b-2149.jpg

 

 

 

Отправной точкой для начала производства являлось изготовление штамповочного инструмента, которое, в свою очередь, начиналось с распиловки стальной заготовки. Над полотном пилы можно видеть шланг подачи смазочно-охлаждающей жидкости – так называемого «бурового молока».

 

b-2152.jpg

 

 

 

После того, как стальная заготовка была распилена, она обтачивалась резцом из металла марки Widia. Бренд - производное от Wie Diamant («как алмаз») - зарегистрированный 25 декабря 1925 года компанией Krupp для особо твердого композитного материала.

 

b-2156.jpg

 

 

 

Отдел гравировки. Острый глаз и твёрдая рука – обязательные качества для профессии гравёра. Условия работы предполагают наличие качественного освещения и немного «услады для глаз».

 

b-2153.jpg

 

 

 

Зеленые растения были очень популярны, так как помогали расслабить напряженные от работы глаза. Большие кровельные окна являлись не просто элементом дизайна - они обеспечивали равномерное освещение (предпочтительно, если свет падал с северной стороны). На заднем плане квалифицированный сотрудник за работой на копировально-гравировальном станке от известной фирмы Дэкель (Deckel).

 

b-2155.jpg

 

 

 

Зажатый в тисках штамп дорабатывался со всей возможной тщательностью, так как именно от мастерства гравёра будет зависеть финальный результат.

 

b-2150.jpg

 

 

 

Терпение и беспристрастный взгляд необходимы для того, чтобы превратить двумерный шаблон в трехмерный «негатив» из стали. Хорошо видны различные виды штихелей – острые, плоские, полукруглые - которыми осуществлялась доводка штампа. Финишные штрихи под профессиональным наблюдением совладельца компании Генриха Кайнца Старшего (Heinrich Kainz sen.). В те времена лозунг «Машина никогда не заменит человека» всё ещё был актуален.

 

b-2160.jpg



#2 OFFLINE   Alex Bolotnikov

Alex Bolotnikov

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPip
  • 1 057 сообщений
  • 56 тем
    Last Visit Вчера, 21:15
  • Город:Москва


Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:03

Изготовление внутренней вырубной формы для сердцевины.

 

b-2151.jpg

 

 

 

Внешняя часть вырубного штампа выпиливалась ленточной пилой. Хорошо виден гибкий шланг, всасывающий мелкую металлическую стружку.

 

b-2148.jpg

 

 

 

После выпиливание изделие дорабатывалось и отшлифовывалась вручную. Затем эта часть штампа должна была быть закалена.

 

b-2159.jpg

 

 

 

Штамп закалялся в электропечи при температуре 800-1000 °C. В процессе отжига на поверхности металла обычно образуется окалина, которая негативно влияет на качество готового изделия. Для решения этой проблемы компания Deschler & Sohn стала использовать передовой на тот момент способ закаливания – с добавлением в печь инертного газа.

 

b-2154.jpg

 

 

 

Отжиг металлических деталей приводил к образованию нагара на рельефных участках, который удалялся в процессе травления, обычно с помощью серной кислоты. Дальнейшая очистка и декапирование также происходила с использованием соляной, серной, азотной кислот и сажи в кислотной ванне. После этого этапа поверхность изделия была готова для последующей обработки.

 

b-2157.jpg

 

 

 

Полный набор инструментов для производства Железного Креста. Матрицы и вырубные штампы для изготовления рамки и железной сердцевины.

 

b-2161.jpg

 

 

 

Исходным материалом для производства железной сердцевины был листовой металл, который получали на прокатных станах. Толщина листа обычно составляла 2,5 мм. Непосредственно перед обработкой сырьё вновь проверялось.

 

b-2164.jpg

 

 

 

Гильотинной пилой металл нарезался на полоски требуемой ширины.

 

b-2162.jpg

 

 

 

Путем дальнейшей нарезки полоски превращались в металлические квадратные пластинки, которые являлись основой для сердцевины Железного Креста.

 

b-2163.jpg

 

 

 

Чеканка сердцевин Железного Креста. Для достижения нужной высоты рисунка каждая сердцевина прочеканивалась дважды.

 

b-2165.jpg


  • atis, Железный, stukapilot и 10 другим это нравится

#3 OFFLINE   Alex Bolotnikov

Alex Bolotnikov

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPip
  • 1 057 сообщений
  • 56 тем
    Last Visit Вчера, 21:15
  • Город:Москва


Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:04

Чеканка сердцевины с помощью фрикционного пресса. Хорошо виден штамп, на который клалась заготовка.

 

b-2169.jpg

 

 

 

Перед покраской была очень важна пескоструйная обработка сердечника, так как она делала поверхность гладкой и чистой. Вставки окрашивались в черный цвет, для чего использовался очень прочный полуматовый лак.

 

b-2166.jpg

 

 

 

Окрашенные железные сердечники затем запекались в газовой печи. Всё это обеспечивало отличную адгезию краски к металлу и гарантировало долговечность готового изделия.

 

b-2168.jpg

 

 

 

Рамка Железного Креста изготавливалась из мельхиора (нойзильбера) толщиной 0,6 мм. Это сплав меди (64%) и никеля (18%). Никель увеличивал прочность и коррозионную стойкость металла.

 

b-2167.jpg

 

 

 

Фрикционно-винтовой пресс. Отчетливо виден штамп, на котором размещена мельхиоровая пластинка. Пресс мог создавать давление в 200 тонн на квадратный сантиметр.

 

b-2170.jpg

 

 

 

Слева от пресса вид счетчик произведенных операций по штамповки. В руке у мастера отчеканенная мельхиоровая пластинка, снятая со штампа.

 

b-2171.jpg

 

 

 

Для работы использовались эксцентриковые прессы с передаточным механизмом фирмы Шулер (Schuler). Эта компания до сих пор является ведущим производителем штамповочного оборудования.

 

b-2173.jpg

 

 

 

Внутренняя и внешняя часть отштампованной рамки отрезались также с помощью эксцентрикового пресса. Необходимая ширина среза высчитывалась с учетом толщины, длины и даже прочности исходного материала. На фото слева обрезается внешняя часть рамки, на фото справа – внутренняя. Под рукой работника видны обрезанные снаружи рамки, справа – уже полностью готовые изделия.

 

b-2174.jpg

 

 

 

Готовые рамки собирались попарно и передавались для дальнейших операций. Рамки слегка надсверливались. Так как если припаять ушко непосредственно к поверхности самой рамки, то площадь контакта будет очень маленькой и, как результат, оно быстро оторвется в процессе ношения. Предпочтительно, когда глубина просверленного отверстия равнялась половине диаметра проволоки, из которой делалось ушко. В этом случае достигалась оптимальная прочность.

 

b-2172.jpg

 

 

 

Пайка ушка. Оно должно было располагаться строго посередине одного из лучшей креста, поэтому очень важным являлось точное и аккуратное распределение припоя. Для облегчения центровки на рамке были даже отмечены точки пайки.

 

b-2175.jpg


  • atis, Железный, stukapilot и 10 другим это нравится

#4 OFFLINE   Alex Bolotnikov

Alex Bolotnikov

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPip
  • 1 057 сообщений
  • 56 тем
    Last Visit Вчера, 21:15
  • Город:Москва


Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:05

Сборка Железного Креста начиналась с помещения тонких полосок из паяльной фольги между половинками рамки.

 

b-2176.jpg

 

 

 

Железный сердечник также помещается между двумя половинками. Крест спереди справа на фотографии является только наглядным образцом для сотрудника. На этом шаге кольцо для ленты пока еще не вставлено в ушко.

 

b-2177.jpg

 

 

 

Пайка. Половинки рамок, между которыми помещена паяльная фольга, скреплены металлическими зажимами – по одному на каждый луч креста. Зажатый в паяльных щипцах крест помещался над феном. Начиная примерно с 1940 года этот метод низкотемпературной (мягкой) пайки стал более предпочтителен, чем с использованием газовой горелки. Температура нагрева в этом случае составляла всего около 180 °C.

 

b-2178.jpg

 

 

 

Рамка и сердечник спаяны. Газовая «воздуходувка» обеспечивала необходимый и равномерный нагрев. Использование низкоплавкого припоя было более предпочтительным, так как он равномерно распределялся по всей внутренней поверхности из-за плотного контакта половинок рамки. Дама слева продолжает вкладывать сердцевины в рамки.

 

b-2179.jpg

 

 

 

Кольца для лент изготавливались из проволоки путем намотки её на оправку и отрезания в осевом направлении с помощью ножа. На маленьком ручном прессе эти кольца сжимались, что бы отрезанные концы были расположены строго друг напротив друга. Эти кольца в дальнейшем также отжигались и протравливались.

 

b-2183.jpg

 

 

 

Ленточное кольцо устанавливается в ушко и запаивается. Все еще открытые кольца лежат рядом с чашей с паяльной кислотой.

 

b-2180.jpg

 

 

 

Шлифовка прямых и изогнутых граней лучей креста. Если в каких-то компаниях этот этап осуществлялся просто с помощью шлифовального диска, то в Deschler & Sohn это всегда был кропотливый ручной труд с использованием тонких надфилей.  Только после этого Железный Крест отправлялся на гальванизацию.

 

b-2181.jpg

 

 

 

Главный приоритет при гальванизации – чистота. Перед началом процесса кресты предварительно протравливались, промывались (слева на фото) и обезжиривались. Только так можно было гарантировать, что гальваническое покрытие получится равномерным и качественным.

 

b-2182.jpg

 

 

 

Гальванизация являлась наиболее предпочтительным методом нанесения покрытия при производстве Железного Креста. В гальванической ванне с использованием постоянного тока тонкий слой металла наносился на рамки крестов, которые были подвешены на крюках.

 

b-2184.jpg

 

 

 

После тщательного промывания кресты помещались на специальные вешалки и оставлялись сушиться. Если пропустить этот шаг, то на тонком гальваническом покрытии в дальнейшем могли образовываться поры и пузырьки, оно могло потускнеть или отслоиться. Еще один способ сушки - использование центрифуги.  Для этого кресты предварительно прикреплялись к каркасам из проволочной сетки.

 

b-2185.jpg


  • atis, Железный, STRIX и 6 другим это нравится

#5 OFFLINE   Alex Bolotnikov

Alex Bolotnikov

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPip
  • 1 057 сообщений
  • 56 тем
    Last Visit Вчера, 21:15
  • Город:Москва


Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:05

После завершения процесса сушки, кресты обрабатывались вручную с помощью кисти из стекловолокна. Кисти хорошо видны слева на фотографии. Цель данного процесса – визуально подчеркнуть края рельефных участков Железного Креста.

 

b-2186.jpg

 

 

 

Для достижения требуемого матового эффекта, рамка полировалась вращающимися щетками. Щётка «царапала» рамку, в результате чего она становилась белого матового цвета, как того требовал технический регламент производства Железного Креста. На фотографии справа хорошо видна обезжиривающая ванночка. Над защитной крышкой установлен шланг устройства для удаления полировочной пыли.

 

b-2187.jpg

 

 

 

Ручная полировка являлась финальным этапом обработки поверхности. Рамка Железного Креста обрабатывалась острым инструментом и минералом гематитом. После чего плоская поверхность получала особый металлический блеск.

 

b-2188.jpg

 

 

 

Нанесение лака на железную сердцевину производилось исключительно для улучшения внешнего вида изделия. Распыление осуществлялось через трафарет, за которым располагалась воздухопроницаемая перфорированная металлическая сетка. Она обеспечивала равномерное нанесение лака и помогала избегать подтёков. Далее крест сушился при температуре 80 °C.

 

b-2191.jpg

 

 

 

Скрупулезный контроль готовой продукции с акцентом на безупречное и совершенное исполнение – вплоть до этапа упаковки. Слева: совладелец компании Генрих Кайнц Старший.

 

b-2189.jpg

 

 

 

Железный Крест 2-го класса вместе с лентой помещался в бумажный пакет. Надпись на конверте: Железный Крест / 2-й класс / 1939. На переднем плане хорошо видны отрезки орденской ленты. Изначально она поставлялась фирмой Карла Кноблоха, Берлин (Carl Knobloch, Berlin), затем поставщиком стало ткацкое производство Карла Лойя из Мюнхена (Münchner Bandweberei Carl Loy).

 

b-2192.jpg

 

 

 

Постоянный контроль важен до последнего шага. Именно этот принцип позволил компании заслужить свою репутацию и удерживать её на высочайшем уровне. На переднем плане упаковочная тара, в которую помещалось по восемь Железных Крестов.

 

b-2190.jpg

 

 

 

Железный Крест 2-го класса образца 1939 года. Реверс и аверс продукции Deschler & Sohn с характерной «круглой тройкой» в написании годов 1939 и 1813.

 

b-2194.jpg

 

 

 

Символ успешного возрождения в 1950-х годах. Новая фабрика и административное здание фирмы Deschler & Sohn, район Фельдкирхен, Мюнхен (München-Feldkirchen). Генрих Кайнц руководил фирмой до 1975 года, после чего она была сдана в аренду, а потом и продана Гельмуту Штиллнеру (Helmut Stillner) – сотруднику, работавшему на фабрике еще с 40-х годов.

 

b-2193.jpg

 

 

 

Увы, вместе с 20-м веком закончилась и история Deschler & Sohn. В 1997 году Гельмут Штиллнер продал компанию австрийской ювелирной фирме Пихль (Pichl in Inzing, Austria). Само здание фабрики было снесено в июле 2010 в ходе строительных работ по расширению близлежащего отеля.

 

b-2195.jpg


  • atis, Железный, stukapilot и 18 другим это нравится

#6 OFFLINE   ВаДиК

ВаДиК

    Активный участник Форума

  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPip
  • 1 145 сообщений
  • 66 тем
    Last Visit Сегодня, 00:42
  • Город:Красноярск


Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:17

Отличная статья Саня. 
На многих форумах всплывают подобные по производству ЖК, твоя самая лучшая. 



#7 OFFLINE   Макс311

Макс311

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 508 сообщений
  • 31 тем
    Last Visit Вчера, 14:58
  • Город:Москва

Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:20

Очень интересно! :45: Спасибо Александр!) :42:



#8 OFFLINE   Spender

Spender

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 344 сообщений
  • 12 тем
    Last Visit Вчера, 19:35
  • Город:РФ

Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:25

У меня одного не отображаются картинки?



#9 OFFLINE   Железный

Железный

    Модератор

  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPipPipPip
  • 7 657 сообщений
  • 402 тем
    Last Visit Вчера, 20:13
  • Город:Москва


Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:26

Супер тема!

Спасибо! Побольше бы таких!


  • Bubi и krampnitz это нравится

#10 OFFLINE   Serj-77

Serj-77

    Участник Форума

  • Член Клуба "Блокгауз"
  • Pip
  • 228 сообщений
  • 6 тем
    Last Visit Вчера, 11:24
  • Город:Красноярск


Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:26

У меня все отображается нормально ! Отличная работа Александр ! Спасибо !  :45:


Сообщение отредактировал Serj-77: 26 Апрель 2020 - 11:27

  • ВаДиК это нравится

#11 OFFLINE   kid74

kid74

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 508 сообщений
  • 93 тем
    Last Visit Вчера, 22:52
  • Город:Калининград/Москва

Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:51

Александр, спасибо! Приятно читать на русском языке, не ломая голову над речевыми оборотами хитроумного немецкого  :42:

 

С Уважением, Кирилл


  • voron143 это нравится

#12 OFFLINE   Pridex

Pridex

    Новый участник Форума

  • Пользователь
  • 37 сообщений
  • 3 тем
    Last Visit 08 Июл 2020 22:02
  • Город:Москва

Отправлено 26 Апрель 2020 - 11:58

Прочитал с удовольствием! Оч познавательно. Респект и благодарность дружище  :42:


Сообщение отредактировал Pridex: 26 Апрель 2020 - 12:03


#13 OFFLINE   arbeiter77

arbeiter77

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 564 сообщений
  • 6 тем
    Last Visit Вчера, 20:33
  • Город:УРФО

Отправлено 26 Апрель 2020 - 12:46

Отличный материал! Благодарю за отличную тему!



#14 OFFLINE   Столичный

Столичный

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 160 сообщений
  • 11 тем
    Last Visit Вчера, 21:43
  • Город:Город - Герой Москва

Отправлено 26 Апрель 2020 - 13:05

Прекрасная познавательная тема :45: :45: :45: Саша, Благодарю за интересный материал :21: :21: :21: 



#15 OFFLINE   Alexandr78

Alexandr78

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 129 сообщений
  • 5 тем
    Last Visit Вчера, 18:47
  • Город:Москва

Отправлено 26 Апрель 2020 - 13:14

Отличный материал, познавательно!! Спасибо))

#16 OFFLINE   Librarius13

Librarius13

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 220 сообщений
  • 11 тем
    Last Visit Вчера, 16:03
  • Город:Краснодар

Отправлено 26 Апрель 2020 - 13:31

Огромное спасибо!!! 



#17 OFFLINE   Librarius13

Librarius13

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 220 сообщений
  • 11 тем
    Last Visit Вчера, 16:03
  • Город:Краснодар

Отправлено 26 Апрель 2020 - 13:31

Огромное спасибо!!! 



#18 OFFLINE   РОЙ

РОЙ

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 113 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 09 Июл 2020 17:31

Отправлено 26 Апрель 2020 - 14:33

Большое спасибо, очень интересно и познавательно.



#19 OFFLINE   Sergeevich64

Sergeevich64

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 152 сообщений
  • 3 тем
    Last Visit Вчера, 13:46

Отправлено 26 Апрель 2020 - 15:12

Отличная работа!!!

#20 OFFLINE   O.S.V.

O.S.V.

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 858 сообщений
  • 163 тем
    Last Visit Вчера, 19:32
  • Город:Николаев

Отправлено 26 Апрель 2020 - 15:57

У меня одного не отображаются картинки?

У меня тоже..






ratisbons.com
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров