Перейти к содержимому


ratisbons.com
Фотография

Кола


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 288

#281 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 695 сообщений
  • 186 тем
    Last Visit Вчера, 21:11
  • Город:Кола


Отправлено 03 Ноябрь 2018 - 11:15

На памятнике Полярной дивизии заменили плиту с текстом

 

было

http://www.kolamap.r...kola/kola_1.htm

"Жителям Кольского района -

бойцам и командирам 1 стрелковой Полярной дивизии
сформированной по инициативе

Мурманского обкома партии

из коммунистов и комсомольцев области.
В сентябре 1941 она остановила

немецко-фашистских захватчиков на Западной Лице".

 

теперь

 

Благодарные жители Колы

 

Бойцам и командирам

 

1-й Полярной стрелковой дивизии

14-й стрелковой дивизии

181-го Отдельного резервного полка ПВ НКВД

 

В тяжелейших боях сентября 1941 года

они остановили наступление

138-го и 139-го горно-егерских полков Вермахта

в районе озёр Куыркявр и Вылъявр

и отбросили противника

на левый берег реки

Западная Лица,

сорвав планы фашистов

по захвату советского Заполярья.

 

 

Прикрепленный файл  Кола_памятник_1941.jpg   78,35К   0 скачиваний     Прикрепленный файл  Кола_памятник_1941_текст.jpg   113,03К   0 скачиваний

 


  • turist и Georg Gud-Lev это нравится

#282 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 695 сообщений
  • 186 тем
    Last Visit Вчера, 21:11
  • Город:Кола


Отправлено 06 Март 2019 - 19:18

Кладбищенская церковь во имя Св. Троицы в г. Коле

 

http://www.kolamap.r...oshman_kola.htm

 

"Пошман Антон Петрович. Архангельская губерния в хозяйственном, коммерческом, философическом, историческом, топографическом, статистическом, физическом и нравственном обозрении ... составленное в 1802 году. - Архангельск: Губ. типография, 1866."

 

Топографическое и историческое описание города Колы

 

Строение в сем городе вообще деревянное, и никаких отличных зданий в нем нет.

 

О ЦЕРКВАX

В сем городе находится только две церкви деревянных, а именно:

 

1) Соборная, находящаяся в замке, во имя Воскресения Христова; в ней два придела: первый во имя Николая Чудотворца; второй во имя великомученика Георгия. Церковь сия имеет 19 глав и строена еще в 1681 году. На построение вместо сей обветшавшей церкви, вновь каменной, пожаловано было от Екатерины II-й, 8,000 рублей; но поныне еще никто за сию сумму выстроить оную не вызвался.

 

2) Церковь, построенная на кладбище, за рекою Колою, во имя Св. Троицы, построена в 1761 году.

 

Сверх сего, в сем городе находятся две часовни.

 

......


Сообщение отредактировал DMS: 06 Март 2019 - 20:59

  • Georg Gud-Lev это нравится

#283 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 695 сообщений
  • 186 тем
    Last Visit Вчера, 21:11
  • Город:Кола


Отправлено 28 Август 2019 - 18:37

Портовый буксир «Кола»

 

              Стальной одновинтовой одномачтовый однопалубный буксирный пароход «Кола», бывший «Holland». Построен в Роттердаме (Голландия) фирмой «Machinefabriek Delfhafen» в 1915 году. Длина 21,37 м (регистровая), ширина 6,77 м, осадка 2,28 м. Тип машины – одна вертикальная паровая тройного расширения, мощность 420 л.с., скорость 10 узлов. Владелец – Общество Лесной торговли «Альциус и К. - преемники», 28 октября 1915 г. пришёл в Архангельск. В сентябре 1916 г. передан Службе Ледоколов, 26 октября 1917 г. перешёл на сторону Советской власти, 2 августа 1917 г. захвачен в Архангельске британскими войсками и позднее передан в состав плавсредств Флотилии Северного Ледовитого океана Северной области как буксир.  В октябре 1919 г. ушёл в Мурманск. 21 февраля 1920 г. вновь перешёл на сторону Советской власти, 18 апреля 1920 г. включён в состав плавсредств Беломорской военной флотилии (БВФ). С 01 октября 1921 г. стал Б.К.92, с 15 июня 1922 г. как буксирный пароход «Голландия» в УБЕКО Север (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения). С сентября 1923 г. принят в Северное государственное морское пароходство, а затем в Управление Архангельского торгового порта как пожарно-спасательный буксир. В октябре 1931 г. вошёл в состав плавсредств Мурманского торгового порта. В 1940 г. прошёл капитальный ремонт и стал «Кола». В годы Великой Отечественной войны водил баржи с боеприпасами, техникой, людьми в губу Эйна (п-ов Рыбачий).

 

Прикрепленный файл  Голландия осень1 1915.jpg   72,83К   0 скачиваний

 

 

                   Капитан Хабаров

 

                    О работе буксира в годы войны мы узнаем из воспоминаний капитана буксира Зосима Ивановича Хабарова. Зосим Иванович родился 3 июня 1912 года в д. Хабарово Архангельской области. В Мурманском порту с 1931 года матрос-судоводитель, 1933-1939гг  2-ой штурман буксиров, с марта 1939 года  - капитан буксирных пароходов «Выг», «Беломорец», «Кола». С 24 октября 1944 года начальник портового флота. В 1959-1966гг работал капитаном-кранмейстером и капитаном плавкрана №3. В 1966-1973гг – заместитель начальника портофлота по кадрам. Награждён орденами «Знак Почёта», «Отечественной войны II степени», «Трудового Красного знамени» и медалями «За боевые заслуги», «За Оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну». Скончался 25 января  1973 г.

 

Прикрепленный файл  Хабаров_лучший капитан1 - архив Шумилкина ЮГ.jpg   47,33К   1 скачиваний

 


  • Georg Gud-Lev это нравится

#284 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 695 сообщений
  • 186 тем
    Last Visit Вчера, 21:11
  • Город:Кола


Отправлено 28 Август 2019 - 18:41

                 Вспоминая суровые дни

 

            До войны, в начале 1941 года, буксир «Кола» выполнял портовые работы одновременно с несением пожарной службы.

На 24 июня 1941 года буксиру был назначен отход в Архангельск, по договору аренды он передавался Северному морскому пароходству для буксировки  леса по Северной Двине. Летом 1941 года было принято решение снабжать п-ов Рыбачий на небольших судах. Вот здесь и нашлось применение для буксира «Кола», он перешёл в оперативное управление Военно-транспортной службы.

             27 июля 1941 года получено первое задание – отбуксировать баржу, погруженную фуражом в губу Эйна. Там же оказать помощь паровой шаланде «Двинская 2» и по возможности прибуксировать её в Мурманск. Вечером буксир с баржей вышел в море, под покровом тумана рано утром прибыли в губу Эйна, поставили баржу к полуразрушенному причалу. Военный комендант сразу же предупредил, что стоять у причала нельзя – через каждые 30-40 минут немецкая авиация бомбит губу. Шаланда «Двинская  2» была разбита и затоплена. В ожидании подвоза раненых буксир отошёл на рейд. Погрузив 13 человек раненых, под покровом туманной дымки прошли Мотовский залив, во второй половине дня благополучно прибыли в Мурманск. После рейса был списан на берег матрос Трегубов. В этом же рейсе хорошо проявили себя матрос Кабанов, кочегары Адамович и Брызговский. С 31-го  июля по 7-е августа буксир находился на аварийном ремонте и чистке котла. Потом была работа в порту и новые задания по буксировке парусных судов и барж. В конце октября был рейс в губу Эйна с парусным судном «Диспетчер», обратно шли с парусником «Весна», под обстрелом немецкой батареи с мыса Пикшуев. 5 ноября были объявлены благодарности 70-ти работникам порта, среди них были и члены экипажа буксира – капитан Хабаров З.И., 2-й механик Костин П.Ф., кочегар Брызговский М.И., матрос Кабанов С.П.. С 28 ноября по 05 декабря 1941г. буксир находился на котлоочистке и междурейсовом ремонте.

 

                    Экипаж «Колы» выполнял задания не только в «западном» направлении. Мурманский торговый порт организовал ловлю рыбы в Териберке. Буксир доставлял туда рыбаков, снаряжение, а обратно вывозил выловленную рыбу. В марте 1942 года в пятикратном размере, в сумме 21 руб. 40 коп.[1] была удержана стоимость двух оцинкованных вёдер, утерянных на вахте матросов Морозова, Логунова, Федорова. 3-6 апреля находился на котлоочистке. 29 апреля 1942 года с двумя парусными судами на буксире «Кола» вышла в Порт-Владимир (база стоянки до более благоприятных условий для следования к линии фронта), отшвартовались и стояли в ожидании ночи. В 19 часов вышли с одним парусником в Озерко. Благополучно прошли траверз[2] мыса Пикшуев, миновали Эйну, машина работала безотказно, кочегар Брызговский пар держал, как всегда на марке. Скорость 6 узлов. На парусном судне в трюме было погружено продовольствие, на палубе сено и 20 человек бойцов, возвращающихся после лечения. Пройдя 30 минут после траверза Эйны начался обстрел с трёх батарей. Снаряды ложились по носу и по бортам наших судов. По немецким батареям открыли огонь наши батареи с п-ова Рыбачий, это подбодряло экипаж. В Озерко дошли без потерь, быстро поставили парусник к причалу и  снялись в обратный путь. Без происшествий вернулись в Мурманск. За этот рейс ряд членом экипажа получили правительственные награды, капитан получил медаль «За боевые заслуги».

                 После очередного рейса буксир поставили на чистку котла, место стоянки определили у 14 причала по носу польского парохода «Тобрук», стоявшего под выгрузку. После ремонтных работ на буксире оставался только вахтенный матрос. 03 апреля 1942года немецкая авиация бомбила город и порт, одна из бомб попала в корму «Тобрук», корабль затонул у причала. В эту ночь на вахте был матрос Канищев. В конце мая 1942 года следуя очередным рейсом в губу Эйна, попали под пулемётный обстрел немецких самолётов, возвращавшихся с налёта на наш караван. Буксир получил несколько попаданий в трубу и мачту.

 

                В один из дней буксир стоял у каботажной пристани[3]. Вдруг загудели сирены – объявлена воздушная тревога. В торговом порту вспыхнул пожар, загорелся склад в тупике 6-го причала. Буксир поспешил к месту пожара. Команда быстро провела пожарные рукава и начала тушить огонь. Боцман Русинов, матросы Кабанов и Кочетков умело работали с пожарными рукавами. Потушив очаг огня, вернулись на место стоянки. И почти сразу получили задание о буксировке парусника. Подойдя к Рыбачему, у мыса Шарапов, оставили шлюпку с матросом Майзеровым и 2-м механиком Костиным, наловить рыбы для экипажа. Улов был удачный. В дальнейшем такие продовольственные вылазки практиковались часто, это в значительной степени улучшало продовольственную базу экипажа.

               До сих пор буксир был без вооружения, вновь назначенный старший механик Звыкин С.И. сделал из учебной винтовки боевую, патронов было в достатке. В июле 1942 года начальником военно-транспортной службы капитан-лейтенантом Бирюковым был направлен запрос начальнику торгового порта Фортученко, о вооружении буксира «Кола» 4-мя пулемётами «Максима» и выдаче револьвера капитану. Т.к. торговый порт такого оружия не имел, вопрос о вооружении буксира и других плавсредств был поставлен перед Военным Советом Северного флота. Решение о вооружение четырёх буксиров принималось на самом высоком  уровне, 2 марта 1943 года Народный комиссариат Морского флота, по указанию Заместителя Председателя СНК СССР Микояна, выделил из вооружения прибывавшего из Англии в адрес Мурманского пароходства, по одной автоматической пушке «Эрликон» 20 мм и по два спаренных пулемёта «Марлин» 7,62 мм (7,62 мм пулемёты в будущем подлежали замене на пулемёты 12,7 мм). При необходимости разрешалось внести изменения в планируемую расстановку вооружения. В сентябре 1943 года два спаренных пулемёта «Марлин» были установлены, боезапас составил 17700 шт. патронов и два комплекта запчастей. 18 октября был составлен акт проверки установки пулемётов, опробования материальной части и обстрела пулемётных расчётов. Особенно хорошо владел пулемётами 3-й механик Филиппов.

 

               В перерывах между рейсами на п-ов Рыбачий, буксир «Кола» перевозил раненых на специально оборудованных несамоходных парусных судах, с мыса Мишуков на каботажную пристань. Кроме работ по буксировке, буксир выполнял и свою привычную работу – постановку, перестановку от причала к причалу, отводом на рейд после грузовых операций крупнотоннажных судов союзных конвоев. За свою работу экипаж получал ценные подарки и денежные премии, капитан получил отрез на костюм и наручные часы. Приказом № 324 от 18 сентября 1942г. были сокращены должности уборщиц на трёх буксирах, уборку помещений возложили на поваров (в порядке уплотнения рабочего дня). В сентябре-октябре 1942 года буксир находился на ремонте в доке судоремонтного завода, находящегося тогда в Североморске. 21 ноября вступил в эксплуатацию с продлением срока плавания до 21 ноября 1943 г. В сентябре же начальник Мурманского торгового порта Фортученко просит командующего Северным флотом Головко вернуть буксир «Кола» из эксплуатации военно-транспортной службы, т.к. сама конструкция буксира не предназначена на работу в море. Взамен предлагалось передать буксир «Коммунист», обладавший более высокими мореходными качествами. Решением Военного Совета Северного флота в ноябре 1942 года буксир «Кола» был исключён из состава транспортного отряда СФ. Но он и дальше привлекался для воинских перевозок, на время ремонта буксира «Коммунист». C 10 ноября 1942 года, после реорганизации отдела капитана Мурманского порта, штат буксира «Кола» составлял 17 человек с фондом зарплаты 7320 рублей.

30 ноября 1942 приказом № 419 по Мурманскому торговому порту, в целях экономии были установлены новые нормы расхода топлива. Для буксира «Кола» удельная норма расхода на единицу продукции составляла в 4 квартале 1941 г. 633 кг на 1000 маневровых и ходовых силочасов[4], а в 4 квартале 1942 г. 567 кг. По заключению аварийной комиссии от 19 декабря 1942г., за повреждение буксирной арки и мачты буксира, было удержано с помощника капитана Попова Ф.А. 100 руб., с матроса Кабанова С.П. 50 руб.

               

               В январе 1943 года, находясь в Порт – Владимире, было получено задание по доставке груза в Озерко. При ветре 7-8 баллов буксир стало заливать водой, при проходе траверза Выев-наволок старший механик сообщил что в машинно-котельном отделении много воды и откачать её не удаётся. Пришлось вернуться обратно. Только с третьей попытки удалось проскочить в Озерко и доставить груз. При следовании обратно ударил мороз с сильными порывами ветра, в Порт Владимир вернулись до предела обледенелыми и почти без запаса плавучести[5]. Вода проникла не только в машинно-котельное отделение, но и в жилые помещения. Военный комендант сообщил в штаб флота что рейс проходил в исключительно тяжёлых условиях. Хорошо работали матросы Кабанов, Майзеров, Кочетков, кочегары Брызговский, Лисов, ст. механик Зыкин и механик Филиппов, боцман Русинов. Приказом по Управлению порта капитану Хабарову выдали денежную премию, а старшему помощнику объявили благодарность с занесением в личное дело. Зимой 1942-43гг., находясь дома свободный от вахты, погиб 2-й помощник капитана Илющенко Игнат Иванович. Рейсы в осенне-зимний период проходили что называется на ощупь, маяки не работали. Но не смотря на все трудности экипаж с честью справлялся со своими обязанностями.

               В июне 1943 года Военный Совет Северного флота обратился в Мурманский облисполком с просьбой об отчуждении бухты и территории Порта Владимир и губы Лобаниха с прилегающей территорией в губе Долгой от Кольского рыбного треста и о передаче их Северному Военному флоту, для использования под базы надводных кораблей, как наиболее отвечающие всем оперативно-тактическим требованиям и требованиям базирования.

               Приказом № 320 от 1 августа 1943 года «О премировании за успешную и интенсивную работу по подготовке к навигации», среди награждённых работников порта были и члены экипажа «Колы»: капитан Хабаров, старший помощник Жигалов, боцман Русинов, кочегар Брызговский – трёхдневные путёвки в дом отдыха; матрос Солунин и повар Майзерова  - двухдневные путёвки.

Приказом № 309 от 17 июля 1944 года капитан Хабаров был командирован в Архангельский порт для приёмки и перегона в порт Кандалакша катера «Местком».

              Приказом № 472 от 3 октября 1944 года «О премировании отличившихся работников на переработке импортных грузов», среди награждённых так же были и члены экипажа буксира «Кола»: капитан Хабаров получил наручные часы, старший штурман Шашков Н.И. – кожаное пальто, старший механик Зыкин С.И. – кожаную куртку, механик Губанов Г.И. – карманные часы, кочегар Федотов И.П. – тёплое бельё, 2-й механик Глущенко С.П. и боцман Никитинский С.Г. – альпаковые костюмы, кочегар Брызговский М.И. – месячный оклад, повар Расслова М.Е. – 3-х недельный оклад.

              С 13 октября по 25 ноября 1944 года буксир находился в плановом ремонте.

             

              С 27 июля 1941 года по 24 октября 1944 года портовый буксир «Кола» сделал 93 рейса по снабжению войск. Рейсы выполнялись с весьма ограниченными собственными запасами топлива и пресной воды, из спасательных средств были лишь пробковые нагрудники и четыре спасательных круга.

 

Прикрепленный файл  Кола1 - из книги Портовый флот. От портостройки до МАСКО.jpg   65,77К   0 скачиваний


[1] В 1941 году в Мурманской области стоимость продукции местных совхозов: картофель – 2 руб. 30 коп., помидоры свежие – 20 руб.. Стоимость мебели: стул – 46 руб. 14 коп., стол гражданский – 110 руб. 38 коп.

[2] Траверз – направление перпендикулярное к курсу судна.

[3] Каботажная пристань – комплекс причалов для судов прибрежного плавания.

[4] Силочас – понятие, указывающие на количество лошадинных сил, затраченных машиной, двигателем.

[5] Запас плавучести – обеспечивает безопасность плавания судна, его остойчивость, непотопляемость.

 


Сообщение отредактировал DMS: 28 Август 2019 - 18:42


#285 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 695 сообщений
  • 186 тем
    Last Visit Вчера, 21:11
  • Город:Кола


Отправлено 28 Август 2019 - 18:45

                 Мирные годы

 

           10 декабря 1947 года приказом №350 Мурманского Морского Торгового порта «В ознаменовании заслуг экипажа б/п «Кола» в период Великой Отечественной войны против немецких захватчиков» на основании приказа Министра Морского флота Ширшова П.П. №413 от 12 ноября 1947 года, на буксире была установлена латунная мемориальная доска: «Буксирный пароход «Кола» в период Великой Отечественной войны работал на провозках грузов для Северного театра военных действий. Неоднократно при выполнении отдельных заданий б/п «Кола» попадал под артиллерийский обстрел и бомбёжки вражеской авиации – однако искусно маневрируя и благодаря самоотверженности капитана – б/п «Кола» всегда уходил от атак противника, выполняя задания в срок».

На открытии присутствовали работники Военно-транспортной службы, руководство порта и весь экипаж. Это было большим событием для мурманских портовиков и особенно для экипажа. После торжеств состоялся обед, на выделенные начальником главного управления 2 тысячи рублей.

 

Прикрепленный файл  приказ о награждении1 - ГАМО.jpg   101,2К   0 скачиваний

 

              После войны буксир вернулся к своей обычной работе в порту, кто-то может помнит его на перевозке пассажиров.

30 ноября 1949 года приказом №236 машинной команде буксира, благодаря хорошей работе которой судно проработало между котлочистками 2000 часов, вместо полагаемых по нормам Регистра 1200 часов, была объявлена благодарность.

              10 июня 1954 года приказом №164 ММТП ввиду большого износа корпуса и механизмов, буксир был списан и разделан на металлолом. По воспоминаниям Зосима Ивановича мемориальная доска была передана в областной краеведческий музей, в котором  вероятно и находиться до сих пор.

 

Прикрепленный файл  приказ в утиль1 - ГАМО.jpg   95,43К   0 скачиваний

 

 

39 лет работы портового буксира много ли это?

Он пережил революционные годы и лихолетие гражданской войны. Прошёл жестокие годы Великой Отечественной войны, во многом благодаря усилиям своего экипажа, поддерживающего свой буксир в рабочем состоянии.

Достойно работал в мирные годы.

 

Дмитрий Пономарев

 

P.S.: При подготовке статьи использованы документы из фондов Государственного архива Мурманской области. Отдельная благодарность за предоставленный материал из личных архивов Титаренко Константину Ивановичу и Шумилкину Юрию Геннадиевичу.


  • dezzzzzzzz это нравится

#286 OFFLINE   Georg Gud-Lev

Georg Gud-Lev

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 294 сообщений
  • 3 тем
    Last Visit Вчера, 14:56
  • Город:Архангельск

Отправлено 04 Сентябрь 2019 - 10:47

 

Портовый буксир «Кола»

 

              Стальной одновинтовой одномачтовый однопалубный буксирный пароход «Кола», бывший «Holland». Построен в Роттердаме (Голландия) фирмой «Machinefabriek Delfhafen» в 1915 году. Длина 21,37 м (регистровая), ширина 6,77 м, осадка 2,28 м. Тип машины – одна вертикальная паровая тройного расширения, мощность 420 л.с., скорость 10 узлов. Владелец – Общество Лесной торговли «Альциус и К. - преемники», 28 октября 1915 г. пришёл в Архангельск. В сентябре 1916 г. передан Службе Ледоколов, 26 октября 1917 г. перешёл на сторону Советской власти, 2 августа 1917 г. захвачен в Архангельске британскими войсками и позднее передан в состав плавсредств Флотилии Северного Ледовитого океана Северной области как буксир.  В октябре 1919 г. ушёл в Мурманск. 21 февраля 1920 г. вновь перешёл на сторону Советской власти, 18 апреля 1920 г. включён в состав плавсредств Беломорской военной флотилии (БВФ). С 01 октября 1921 г. стал Б.К.92, с 15 июня 1922 г. как буксирный пароход «Голландия» в УБЕКО Север (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения). С сентября 1923 г. принят в Северное государственное морское пароходство, а затем в Управление Архангельского торгового порта как пожарно-спасательный буксир. В октябре 1931 г. вошёл в состав плавсредств Мурманского торгового порта. В 1940 г. прошёл капитальный ремонт и стал «Кола». В годы Великой Отечественной войны водил баржи с боеприпасами, техникой, людьми в губу Эйна (п-ов Рыбачий).

 

attachicon.gifГолландия осень1 1915.jpg

 

 

                   Капитан Хабаров

 

                    О работе буксира в годы войны мы узнаем из воспоминаний капитана буксира Зосима Ивановича Хабарова. Зосим Иванович родился 3 июня 1912 года в д. Хабарово Архангельской области. В Мурманском порту с 1931 года матрос-судоводитель, 1933-1939гг  2-ой штурман буксиров, с марта 1939 года  - капитан буксирных пароходов «Выг», «Беломорец», «Кола». С 24 октября 1944 года начальник портового флота. В 1959-1966гг работал капитаном-кранмейстером и капитаном плавкрана №3. В 1966-1973гг – заместитель начальника портофлота по кадрам. Награждён орденами «Знак Почёта», «Отечественной войны II степени», «Трудового Красного знамени» и медалями «За боевые заслуги», «За Оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну». Скончался 25 января  1973 г.

 

attachicon.gifХабаров_лучший капитан1 - архив Шумилкина ЮГ.jpg

 

Портрет Зосимы Ивановича в строю Бессмертного полка проносят курсанты АМИ им. Воронина...


Сообщение отредактировал Georg Gud-Lev: 04 Сентябрь 2019 - 10:48


#287 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 695 сообщений
  • 186 тем
    Last Visit Вчера, 21:11
  • Город:Кола


Отправлено 14 Сентябрь 2019 - 19:43

Экономисты, бл......

 

https://www.murmansk...6786.4/3819894/

 

"Мост в Коле реконструируют, но как достопримечательность он исчезнет"

 

ЕЛЕНА ЧУМАКОВА

 

Еще пять лет назад начались разговоры, что знаменитый мост в Коле в самом ближайшем будущем перестанет существовать, а возведенный на его месте объект станет новой достопримечательностью и гордостью горожан. Напомним, что сооружение через реку Тулома специалисты признали ремонтонепригодным. За 66 лет службы мост устарел и морально, и физически, перестав соответствовать требованиям ни по габаритам, ни по несущим способностям. Проект был практически готов еще летом 2015 года, но спустя почти 30 месяцев работы в Коле так и не начались. Неужели разговоры о глобальной перестройке одной из главных достопримечательностей города так и остались разговорами?

- Абсолютно нет. Проект «Реконструкция мостового перехода через реку Тулома на 1388 км автомобильной дороги Р-21 «Кола» уже разработан и еще в марте 2017 года получил положительное заключение «Главгосэкспертзы России». Мы планируем в перспективе начать его реализацию в 2019-2020 годах, - развевает сомнения главный инженер Управления дороги «Кола» Дмитрий Джос.

Правда, на этом хорошие новости для колян заканчиваются, и начинается разочарование. Дело в том, что согласно проекту мост будет иметь вид самой обычной железобетонной конструкции, коих по всей стране видимо-невидимо. В длину объект останется прежним – чуть более 190 метров, а вот в ширину вырастет. Проезжая часть увеличится до 10 метров – вместо имеющихся сегодня семи. Предусмотрели проектировщики и тротуары для пешеходов 1,5 метра шириной с каждой стороны. В итоге новый мост будет соответствовать всем современным нагрузкам.

Но где же обещанная достопримечательность? По информации источника «КП», в первоначальном варианте новый мост должен был быть декорирован пилонами и вантами.

wx1080.jpg

Еще три года назад мост через Тулому планировалось перестроить, декорировав пилонами и вантами. Но в эпоху экономии не до красот.Фото: ЕЛЕНА МОЛОДЦОВА

- Проект, действительно, планировалось выполнить с декоративными элементами – хотели сделать очень красиво. Но это дорого! Поэтому при прохождении государственной экспертизы были внесены изменения в целях экономии бюджетных средств. Реконструкция моста через реку Кола даже с учетом этих корректировок обойдется в 897 миллионов рублей, - объясняет Дмитрий Владимирович.

В остальном же проектировщики учли все пожелания местных жителей. Чтобы перебраться на другой берег, автомобилистам и общественному транспорту, курсирующему через Колу, кончено, придется воспользоваться мостом через Кольский залив, что в 5 км от города. А вот для пешеходов построят временное сооружение.

- Левее нынешнего моста будут поставлены опоры и на них сдвинуто пролетное строение существующего объекта. На время реконструкции это сооружение станет пешеходным мостом для жителей Колы, - говорит Дмитрий Джос.

Так что все желающие, в том числе и лыжники, смогут спокойно и безопасно перебраться на другой берег Туломы. Тем более, что такие неудобства будут носить временный характер. А вот фотографам, да и рядовым северянам стоит поспешить, чтобы запечатлеть мост в Коле в его исторической красоте.

 

http://blockhaus.ru/...-kola/?p=528292

 

20 июля 1952 года по мосту через р.Тулома был пропущен первый автомобиль.

 

pervay-mashina.png

 

Прикрепленный файл  мост_всё.jpg   145,9К   0 скачиваний

10 сентября 2019 года - мост закрыт для автомобильного движения.

 

"...C 01 ноября по 10 декабря по мосту будет полностью ограничено движение..." - будут сдвигать существующий мост в сторону.

 

https://vk.com/club1...-152984073_8494

 

вот такое вот "строение" обещают ....

 

https://vk.com/club1...-152984073_8526

 

KfAyYJqwhks.jpg

 


  • Georg Gud-Lev это нравится

#288 OFFLINE   Georg Gud-Lev

Georg Gud-Lev

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 294 сообщений
  • 3 тем
    Last Visit Вчера, 14:56
  • Город:Архангельск

Отправлено 28 Ноябрь 2019 - 18:39

От Колы до ада только три версты.

Кольская губа, что московская тюрьма.

Мурман - кому мать, кому мачеха.

Кто на Мурмане не бывал, тот и горя не видал, Богу не маливался.

На Коле человека убить, что кринку молока испить.

Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.

Кольская губа, что царская тюрьма: есть вход, да нет выхода.

В Коле с одной стороны море, с другой - горе, с третьей - мох, а с четвертой - ох.


  • turist это нравится

#289 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 695 сообщений
  • 186 тем
    Last Visit Вчера, 21:11
  • Город:Кола


Отправлено 15 Декабрь 2019 - 18:53

https://vk.com/@rvio...oly-1941-1944gg

 

Наземная противовоздушная оборона Колы - 1941-1944гг..
 

«Обеспечивать противовоздушную оборону районов… уничтожать ВВС противника на подступах к пункту обороны...» - такие боевые задачи ставились перед частями противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны.

 

Средств ПВО для прикрытия объектов Мурманской области в начале войны было недостаточно. Авиация противника совершала одиночные разведывательные полёты с бомбометанием, массированные – до 35-40 самолётов включая истребителей сопровождения, обычные налеты, как правило, 7-12 бомбардировщиков и 4-8 истребителей. Бомбардировщики в первые недели войны совершали налёты преимущественно на высотах до 3000 метров, часто без прикрытия истребителей.

 

33 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион

В первые месяцы Великой Отечественной войны противовоздушную оборону Мурманска обеспечивал 33 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (озад), 1-я батарея прикрывала ГЭС и аэродром в Мурмашах, 2-я ст.Кола и п.Фадеев Ручей, 3-я юго-западную окраину Мурманска, пулемётная рота п.Фадеев Ручей.

Как вспоминает Иван Петрович Шамякин (в будущем известный белорусский писатель и общественный деятель): «…И теперь, по истечении стольких лет, я не перестаю недоумевать, почему наш дивизион, прикрывавший столь важные объекты, утром 22 июня не был поднят по тревоге. В это трагическое воскресенье зенитчики после завтрака отсыпались, приводили себя в порядок, писали письма. О начале войны с Германией мы, как и все население страны, узнали из выступления В. М. Молотова по радио. Между прочим, на батарее я первым услышал эту речь. Как раз в полдень, отбывая внеочередные наряды, полученные за чтение посторонней книги на политзанятиях, я убирал командирскую землянку, где был репродуктор. Лейтенант Тамразян передал известие о нападении Германии в штаб дивизиона и объявил боевую тревогу…»

 

Наиболее интенсивная боевая работа выпал на 1-ю батарею. Практически ежедневно открывался огонь по самолётам противника. За два месяца 1-я батарея четыре раза меняла свою огневую позицию (далее ОП), создавались ложные ОП. Командир 2-й батареи лейтенант Савченко за два месяца сумел добиться слаженности в боевой работе. Пулемётная рота одним взводом была поставлена на прикрытие Колы, вторым на оборону объектов в Мурманске.

 

23 июня 1941г в 7.45ч: 2-я батарея вела огонь по одному бомбардировщику «Ю-88» 29 июня в 20.55ч: 2, 3-я батареи и пулемётная рота вели огонь по 9-ти бомбардировщикам в районе Фадеева Ручья. 2 июля в 2.45ч: 1, 2-я батареи и пулемётная рота вели огонь по 12 самолётам, в результате группа была рассеяна. 10 июля 2-я батарея и пулемётный взвод встретили огнём один «Ю-88», самолёт скрылся в облаках. 19 июля в 14.57ч: пулемётный взвод в Коле обстрелял 3 «Ме-109». 21 июля в 21.15ч: 2-я батарея вела огонь по 4-м «Ме-110», самолёты ушли в сторону Мурмашей, где были встречены 1-ой батареей. 22 и 27 июля 2 и 3-я батареи обстреливали «Ю-88» в районе Фадеева Ручья. 28 июля в 00.30ч все три батареи обстреливали 8 «Ю-88», самолёты скрылись изменив курс. В 01.05ч пулемётный взвод обстрелял «Ме» пролетавший над заливом. 29 июля в 05.43ч: 2-я батарея вела огонь по 10-ти «Ю-88» в сопровождении 6-ти истребителей. 1 августа в 03.16ч: 2-я батарея вела огонь по «Ю-88» в районе Фадеева Ручья. 5 и 6 августа 2-я и 3-я батареи открывали огонь по группам и по одиночным самолётам противника. 9 августа в течении ночи и утра несколько раз 2-я батарея обстреливала группы бомбардировщиков противника. 13 августа в 13.24ч: 2-я и 3-я батареи вели огонь по 15-ти «Ю-87», группа была рассеяна в районе Фадеева Ручья. 16, 22 и 26 августа в течении дня несколько раз батареи открывали огонь по бомбардировщикам в районе Мурмашей и Фадеева Ручья.

 

Вскоре командир батареи лейтенант Тамразян был назначен заместителем командира вновь сформированного 426 озад, вместо него был назначен лейтенант Алтунин О.Н. Личный состав дивизиона комплектовался призывниками Мурманска, Вологодской, Архангельской, Ленинградской областей. С 24 августа, почти на год, 33 озад всеми тремя батареями встал на противовоздушную оборону (ПВО) порта и Мурманска, 1-й пулемётный взвод пульроты был оставлен на прикрытие ст.Кола. Т.к. 1-я батарея была переведена в п.Дровяное, взвод управления провёл телефонную линию от КП дивизиона на южной окраине Мурманска, через п.Кола и р.Тулома, длинной почти 25 км с перекидкой через р.Тулома в 460 м. Уже наведённая линия и перемычка дважды выводилась из строя в результате бомбёжки, но личный состав отделения связи, подвергаясь опасности, восстанавливали линию. 28 июля 1942г. 33 озад был переброшен на ПВО Кандалакши.

KSy3YflGiok.jpg
s1nT76SwNI8.jpg

 

426 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион

 

К 11 июля 1941г. закончилось формирование 426 озад, подразделения которого и заняли позиции в Кольском районе. На вооружении дивизиона были 76,2 мм и 37 мм зенитные пушки, счетверённые пулемётные установки - зенитные пулемёты «Максима», прожекторы. 23 августа дивизион занял боевой порядок[1] по обороне ГЭС и аэродрома в Мурмашах, железнодорожной станции Кола, воинских складов 14 Армии и Мурманского порта.

 

К 15 сентября дивизионом были полностью отработаны все виды стрельб. С наступлением полярных ночей действия авиации противника резко сократилось. Управление заградительным огнём в масштабе дивизиона не осуществлялось на первых порах, ввиду большой распылённости боевого порядка дивизиона. Повышение эффективности огня ПВО вынудила авиацию противника производить бомбардировку объектов с одновременным сковыванием средств ПВО путём пикирования на огневые позиции.

Боевой приказ № 01 штаба 426 озад 23 августа 1941г.: «…п2. 426 озад обеспечивает противовоздушную оборону (ПВО) районов Мурмаши и Кола. Готовность дивизиона к открытию огня 01.00ч 24 августа 1941г.»; «п3. Задача 1-й батареи - обеспечить ПВО р-н Мурмаши, задача 2-й батареи – обеспечить ПВО р-н Кола, ДКП (дивизионный командный пункт) в р-не Фадеевского кирпичного завода»: командир дивизиона – л-т Тамразян, комиссар дивизиона – ст. пол-к Гарибашвили, начальник штаба – л-т Кабанов.

 

26 августа в 14.25ч: в районе Колы на высоте 3000 м появились бомбардировщики, дивизион открыл стрельбу. 28 августа 2-я батарея сменила ОП. 1 сентября в 17.00ч из-за облаков были сброшены бомбы на ж/д станцию и в район бывшей ОП, в 17.30ч 1-я батарея вела огонь по самолётам пикировавшим на аэродром Мурмаши. 12-13 сентября 2-ой батареей обстреляна группа самолётов. 6 октября 2-я батарея вела огонь по группе бомбардировщиков на высоте 3100 м до выхода их из зоны поражения. 18 октября в 13.10ч в районе Колы, при переменной облачности, 2-я батарея обстреляла группу немецких самолётов на высоте 5000 м. 31 октября в 12.20ч. на высоте 3300м был обстрелян одиночный «Ю-88» летящий по направлению Колы, после второго залпа теряя высоту скрылся на западе. 31 декабря 2-я батарея вела огонь по самолётам в районе Мурманска, на дальности 8000м и высоте 5000м.

 

Боевой приказ № 05 от 17 февраля 1942г.: «п.3. 1-ой батарее с одной счетверённой пулемётной установкой и приданным прожекторным взводом 33 озад прикрыть от ВВС противника ГЭС в районе Мурмашей. Огневая позиция (ОП) батареи 500м юго-западней совхоза. 2-ой батарее с одной счетверённой пулемётной установкой прикрывать ст.Кола и железнодорожные мосты – южнее 2 км. ОП – безымянная высота. Ответственная полоса наблюдения: высота 277.0 – п.Фадеев Ручей – всё на юг. Второму взводу 3-й батареи совместно с счетверённой пулемётной установкой пулемётной роты прикрывать ГЭС. ОП – остров. п.5 Заградительный огонь 1-ой и 2-ой батареям самостоятельно. Готовность 18 февраля 1942г. п.6 Тыл дивизиона в п.Кола»: командир дивизиона – к-н Похуденко, комиссар дивизиона – бат. к-р Гарибашвили, начальник штаба – ст. л-т Кабанов.

 

28 февраля были обстреляна группа из 8 самолётов. 12 марта в районе Мурмашей обстрелян одиночный «Ю-88». 24 и 28 марта открывался заградительный огонь по самолётам идущим на батарею. 3 апреля после 21 ч. несколько раз открывался огонь по шумам моторов. 4 апреля была обстреляна группа самолётов шедшая на Мурманск, после обстрела группа изменила курс ушла на запад, вечером открывался заградительный огонь по шумам моторов. Рано утром 5 апреля отражён массированный налёт на батарею. 24 апреля обстрелян одиночный «Не-111». 25 апреля «Ю-88» сбросил 4 бомбы южнее батареи, в течении дня несколько раз открывался заградительный огонь. 12, 16, 17, 19, 21, 25 мая 2-я батарея открывала огонь по одиночным и групповым целям.

 

Боевой приказ № 06 от 19 июня: «п.3 …1-ой батарее прикрыть от ВВС противника ГЭС в районе Мурмашей. ОП занять в районе кв. 3692 – в готовность к открытию огню 04.00ч 16 июня 1942г. Одному орудию 3-й батарее МЗА (малой зенитной артиллерии) прикрыть ГЭС. ОП занять остров. Одному орудию занять ОП в районе п.Шонгуй с задачей обороны аэродрома от ВВС противника. Готовность к открытию огня 23.00ч 6 июня 1942 г. Отдельному взводу МЗА поорудийно занять ОП в районе тригонометрического пункта 86,4 с задачей обороны 2-х железнодорожных мостов через р.Кола. Готовность к открытию огня 03.00ч 14 июня 1942г. Одной счетверённой пулемётной установке пулемётной роты занять ОП тригонометрического пункта 86,4 с задачей прикрывать армейские склады огнеприпасов и горючего в районе ст.Кола. Второй счетверённой пулемётной установке занять ОП в районе ГЭС. п.5 Тыл дивизиона в п.Кола».

Боевое донесение № 054 от 27 мая: «…в районе Колы вёлся бой советских истребителей с истребителями сопровождения немецких бомбардировщиков, в 17.33ч 2-я батарея вела огонь по вышедшему из боя немецкому истребителю».

Боевое донесение № 055 от 28 мая: «…в 13.02ч разведчиками 1-й батареи была обнаружена группа самолётов противника, 8 «Ю-87» и 5 «Ме-109», в районе п.Дровяное бомбардировщики сбросили бомбы на стоянку пароходов. В момент появления наших истребителей «Ме-109» завязали воздушный бой над Колой. В 13.03ч 2-я батарея открыла огонь по «Ю-87». В 13.04ч второй взвод МЗА открыл огонь по «Ю-87», с батареи и ДКП были видны попадания, самолёт задымился и упал». В этот же день 2-я батарея открывала ещё несколько раз заградительный огонь».

 

23 августа 1942 года 426 озад был переброшен на ПВО промышленных объектов Мончегорска.

 

5b4kmrkR1vI.jpg

 

135 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион

 

Дивизион был сформирован на основании приказания Юго-Западного фронта №0272 от 23 декабря 1941г. в Сталинградской области. Командование дивизиона принял ст. л-т Осауленко Д.С., комиссаром назначен ст. п-к Гумановский Ш.З. 9 января 1942 года дивизион передислоцировался в Воронежскую область. 135 озад прибыл в Мурманск 30 марта 1942 года.

 

1 и 2-я батареи, ДКП и тылы дивизиона заняли позиции в районе п.Дровяное. 3-я батарея заняла ОП на южной окраине Мурманска. 8 мая были получены 8 орудий на ст.Кола. Первой бой состоялся 18 мая. Практически ежедневно в мае дивизион открывал огонь. В июне только 10 дней авиация немцев в районе действия дивизиона не появлялась. 20/21 июля 1942года дивизион передислоцировался в район Кандалакши.

b_tfDsJwJxQ.jpg
6nyASCuh2uU.jpg

 

885 зенитный артиллерийский полк

 

В конце июня 1942 года в Мурманск прибывает 885-й зенитный артиллерийский полк (зенап) в количестве 2713 человек. Полк состоял из пяти дивизионов по пять батарей, в каждом дивизионе так же было 3-4 наблюдательных пункта и по одному дивизионному командному пункту (ДКП). Т.к. полк был сформирован недавно, личный состав по степени его подготовленности и практическим знаниям был готов на 30-40 %. Первое время были трудности и с обеспечением полка автотранспортом. Прибывшие 40 машин только успевали развозить продукты, воду и боеприпасы по батареям. Не было тракторов, хотя бы по одному на батарею – крайне необходимых в условиях Заполярья из-за особенностей рельефа. Не хватало стрелкового оружия для самозащиты батарей и наблюдательных пунктов. Личный состав некоторых батарей носил снаряды за 1,5-2 километра от позиций, т.к. не было подъездных путей. Сразу же после получения орудий, батареи приступили к отработке основного способа стрельбы, слаживания и практическим стрельбам по самолётам противника. Первые стрельбы полка состоялись 2 июля 1942 года. Кроме оборудования новых позиций и командных пунктов каждому дивизиону необходимо было оборудовать не менее двух ложных огневых позиций и ДКП, в срок к 25 июля 1942 года.

 

Командиры полка: п/п-к Андреев (с июля 1942г), п/п-к Колесников (с сентября 1942г), п/п-к Горелов Павел Михайлович (с ноября 1943г). Комиссар полка: бат. ком. Цисленок. Начальник штаба: м-р Орлов, к-н Дуканич (с ноября 1943г).

18 мая 1944 года 885 зенап переформирован в 28 озенаб (отдельная зенитная артиллерийская бригада). Командир: п/п-к Горелов (с мая1944г), п/п-к Киселёв (с июля 1944г), п/п-к Шпайхлер Борис Иосифович (до конца 1944г), начальник штаба: м-р Дуканич (с сентября1944г), капитан Ольховский (июнь1944г).

 

В боевом приказе №1 от 15 июля 1942 года полку была поставлена задача обеспечивать во взаимодействии с ПВО Северного флота и 122 истребительной авиадивизии противовоздушную оборону торгового порта Мурманск и линии ж/д в районе Роста – Мурманск – Кола.

 

Iw6YAOjM-_Q.jpg

Схема боевого порядка 885 зап на 25 августа 1942 года (фрагмент карты)

 

Колу, станцию и п.Фадеев Ручей прикрывал 3 дивизион в составе 11, 12, 13, 14 и 15 батарей с задачей «…уничтожать ВВС противника на южных подступах к пункту обороны Кола – Фадеев Ручей…». Готовность открыть огонь – 9.00ч 15 июля 1942года. В этот же день в 23.00ч, боевым приказом № 2, 14 батарея была направлена в район Мурмашей с боевой задачей – прикрытие ГЭС совместно с 426 озад. С 25 августа 3 дивизион в составе 14, 17 и 18 батареи прикрывал ГЭС и п.Мурмаши. 4 дивизион в составе 11, 12, 13, 16, 19 и 20 батарей прикрывал южную и юго-восточную сторону ст.Мурманск – выс. 223,5 включая станцию и п.Кола. Непосредственно у Колы стояла 12 батарея, у станции 13 батарея. На западном берегу залива (до п.Дровяное) стояли пять батарей 2-го дивизиона. С 22 сентября 3-й дивизион в составе 12, 13, 14 и 15 батарей прикрывал ГЭС и п.Мурмаши, 4-й дивизион (11, 16, 17, 18 и 19 батареи) южной, восточной и северо-восточной стороны мыс Мишуково – ст.Мурманск – выс 223,5. С 23 сентября по 11 декабря 5-й дивизион в полном составе был на усиление Архангельского района ПВО. С конца ноября 1943 года ПВО Колы и станции обеспечивал 3-й дивизион в составе 12, 13, 14 и 15 батарей с приданной 26 батареей 6-го дивизиона. В феврале 1944 года 3-й дивизион убыл на усиление ПВО участка Кировской ж/д Кандалакша – Лоухи. В конце июля 1944 года 3-й дивизион (без 14 батареи) вновь вернулся на позиции в районе Мурмашей.

 

С 25 июля по 11 августа 1942 года полком было выпушено – 635 снарядов, с 12 по 24 августа - 870 снарядов, с 25 августа по 11 сентября - 2225 снарядов, с 12 по 24 сентября - 2738 снарядов, с 25 сентября по 11 октября - 2036 снарядов, с 12 по 24 октября - 90 снарядов, с 25 октября по 11 ноября - 8393 снаряда, с 11 по 24 ноября - 1364 снаряда, с 25 ноября по 11 декабря - 4661 снаряд, с 12 по 25 декабря - 5062 снаряда.

Основными целями авиации противника были объекты Мурманска и ГЭС в Мурмашах, но и батареи в районе Колы без дела не простаивали.

Боевое донесение № 1 от 8 июля 1942г.: «В период с 15.19ч – 15.35ч был совершён первый налёт авиации противника – 15 «Ме-109» и 10 «Ю-87». Вели огонь 1,2 и 4 дивизионы. Цель изменила начальный курс. С 18.15ч по 18.36ч был совершён второй налёт. Огонь вели все пять дивизионов. Сбит один «Ю-87». В период с 21.45ч по 21.49ч совершён налёт одним «Ю-88».

 

Боевое донесение № 2 от 9 июля: «Три налёта, подбит «Ю-88». Боевое донесение № 3 от 10 июля: «С 10.53ч по 13.23ч совершён налёт 9 «Ме-109», 4-й дивизион одной батарей открыл огонь». Боевое донесение № 14 от 30 июля: «В 17.50ч 14 «Ю-88» в сопровождении «Ме-109» подошли к обороняемому объекту. Полк открыл огонь всеми дивизионами».

 

Боевое донесение № 18 от 13 августа: «В 15.43ч 15 «Ю-88» и 3 «Ме-109» подошли к городу. Полк открыл огонь 1, 2, 4 и 5 дивизионами. В результате стрельбы цель каждый раз рассеивалась и применяла противозенитный манёвр». Боевое донесение № 26 от 6 сентября: «…4-й дивизион вёл огонь тремя батареями по 12 «Ю-88».

 

Наиболее интенсивные налёты были в последних числах октября.

Боевое донесение № 44 от 30 октября: «Налёты авиации продолжали в течении практически всех суток. С 12.35ч и до утра 30-го числа. Огонь вели все дивизионы. Расход 4200 снарядов».

Боевое донесение № 45 от 31 октября: «Заградительный огонь по 12 «Ю-88» и 4 «Ме-109» вели 1, 2 и 4 дивизионы. Сбиты два самолёта. В результате бомбардировки была оборвана высоковольтная линия, которая упала не телефонную линию 4-го дивизиона. В результате сгорели 14 телефонных аппаратов и 2800 метров телефонного кабеля».

Боевое донесение № 49 от 13 ноября: «…с 20.17ч по 20.19ч. 1 и 4 дивизионы вели огонь по освещенному прожекторами «Ю-88».

Боевое донесение № 50 от 3 декабря: «За истекшие сутки авиация противника произвела налёты на Мурманск – Мурмаши. В 22.30ч. юго-восточнее Колы сброшено 17 бомб, в 22.56ч. около моста через Тулому, бомбы упали в воду и на западный берег. В 23.25ч. бомбили ст.Кола. В районе Колы возник пожар».

 

Боевое донесение № 9 от 25 января 1943г.: «25 января в 3.40ч. одиночный «Ю-88» сделал два круга над Колой, сбросил фугасные бомбы западнее. Полк вёл заградительный огонь». Боевое донесение № 11 от 6 февраля: «5 февраля в 18.34ч взвод ПВО на ст.Кола обстрелял «Ю-88».

 

Боевое донесение № 51 от 30 апреля: «В 12.00ч группа «Ме-109» и «Ме-110» сделала попытку блокировать аэродром Мурмаши, были встречены огнём 3-го дивизиона. Не доходя объекта сбросили бомбы на ж/д пути в районе Колы». Боевое донесение № 52 от 1 мая: «В 16.20ч группа самолётов противника, при подходе к Мурмашам, встречена огнём 3-го дивизиона. 6 ФАБ (фугасная авиационная бомба) беспорядочно сброшены в районе п.Кола. Одна ФАБ упала в 3-х метрах от склада боеприпасов, в результате возникшего пожара 167 ящиков снарядов взорвались».

 

Боевое донесение № 69 от 24 сентября: «За сутки авиация противника провела налёты на обороняемые объекты п.Мурмаши, Колы. В 13.43ч. не пробившись к п.Мурмаши, самолёты сбросили бомбы на ст.Кола, в районе моста и школы».

В течении 1944 года интенсивность налётов авиации противника постепенно снижалась, большинство налётов совершалось на объекты Мурманска. Летом совершались в основном разведывательные полёты.

 

Боевое донесение № 3 от 29 января: «За истекшие сутки авиация противника производила истребительно-разведывательный налёт на аэродромы – Кола, Шонгуй, Мурмаши, Ваенга. Огнём 3-го дивизиона самолёты противника были рассеяны на мелкие группы». Боевое донесение № 12 от 25 марта: «За истекшие сутки авиация противника семью «Ю-88» эшелонировано производила разведывательно-бомбардировочный налёт на объекты Мурманск, Кола, Мурмаши. Батареи вели заградительный огонь».

 

 

73 отдельный батальон воздушного наблюдения оповещения и связи (ВНОС)

 

Кроме батарей ПВО, подразделений управления, тыловых частей, прожекторных установок, аэростатов заграждения в системе ПВО были и части воздушного наблюдения оповещения и связи (ВНОС). На территории Мурманской области был развёрнут 73 об ВНОС, 28 постов 1 и 2-ой роты находились на территории от Западной Лицы/Ура Губы до Пулозера. Задачей постов было своевременное обнаружение воздушного противника; оповещение своих войск, гражданского населения и других тыловых объектов; целеуказание частям зенитной артиллерии и наведение своей авиации на цели.

Кроме непосредственного наблюдения, личному составу постов приходилось и обстреливать самолёты противника из стрелкового оружия, были случаи и их уничтожения.

 

Сбить легче, чем это доказать?
Как за одну минуту с земли были уничтожены два «мессершмитта»

18 июля, 2019 10:17 | Наш край |  Юрий Рыбин

https://www.mvestnik...em-eto-dokazat/

 

Так же были случаи задержание экипажей сбитых самолётов противника и диверсионных групп, заброшенных в наши тылы, спасали своих лётчиков, гибли и сами военнослужащие постов.

 

Сухие строки «Журнала боевых действий»: «5 апреля 1942 года красноармейцы Попов и Терентьев следуя на двух оленьих упряжках после доставки продуктов для НП 7331 и 7332, не доезжая 1,5 км до Солозера встретились с засадой противника в 10-15 человек и были убиты. Следуя 6 апреля на НП 7331 ст. сержант Стружинский и красноармеец Лекарев в районе Солозера обнаружили порыв линии связи, которую исправили. Спустившись в лощину обнаружили убитых. Вернувшись на НП 7325 где доложили ком. взвода Иванову. В районе Солозера был выставлен промежуточный НП. 8 апреля объединённая группа в составе 9 пограничников и 6 бойцов батальона вышли к месту происшествия. При приближении были встречены автоматным огнём. В перестрелке был убит кр-ец Лекарев. При попытке окружить диверсионную группу противника, последняя отошла в западном направлении».

 

Погибшие были похоронены на северной окраине Солозера. Красноармеец Попов Николай Елифорович и Терентьев Федор Семенович, оба 1920гр, уроженцы Архангельской области, призваны в Красную Армию там же. Красноармеец Лекарев Егор Тимофеевич, 1915 гр, уроженец Пензенской области, призван Кольским РВК.

KAuRsYay5qs.jpg

 

Противник

 

К 29 июня 1941 года на Мурманском направлении базировалась относительно небольшая авиационная группировка, носившее в составе 5-го Воздушного флота Люфтваффе название – «авиасоединение Киркенес». В ее состав входили: группа одномоторных пикирующих бомбардировщиков Ю-87 [IV.(St.)/LG 1] – 42 Ju 87R; эскадрилья двухмоторных пикирующих бомбардировщиков Ю-88 [6./KG 30] – 12 Ju 88A-5; штабное звено и эскадрилья тяжелых истребителей Ме-110 [Stab/ZG 76, 1.(Z)/JG 77] – 13 Bf 110E; две эскадрильи одномоторных истребителей Ме-109 [1./JG 77, 14./JG 77] – 20 Bf 109Е; звено ближней разведки Не-126 [1.(H)/32] – 7 Hs 126B; эскадрилья дальней разведки Ю-88 [1.(F)/124] – 8-10 Ju 88A, Do 215B.

 

Подразделение пикирующих бомбардировщиков – IV.(St.)/LG 1 (I./St.G 5)[2]

На Полярном фронте немецкое командование применяло пикирующие бомбардировщики Ю-87 практически с первого и до последнего дня войны. Летом и осенью 1941 года пикировщики активно действовали на сухопутном фронте Мурманского и Кандалакшского направлений, а в зимний период 1941/42гг. – на южном фланге Карельского фронта штурмовали объекты на Кировской железной дороге, с марта по июль 1942 года наносили массированные штурмовые удары по морскому порту и городу Мурманск. После некоторого перерыва с ноября 1942 года вновь в прицеле пикировщиков была Кировская железная дорога. В конце 1943 года «штуки» покинула Заполярье и перебазировалась на Ленинградский фронт.

 

30-я бомбардировочная эскадра, «Орлиная» (KG 30 «Adler»)

С первых дней войны и до середины 1943 года действовала 30-я бомбардировочная эскадра «Орлиная» – Kampfgeschwader 30 «Adler» (KG 30)[3]. Это было самое крупное бомбардировочное авиационное соединение, когда либо действовавшее за Полярным кругом в годы Великой Отечественной войны. Так, весной 1942 года в ее составе насчитывалось около 100 исправных двухмоторных бомбардировщиков Юнкерс-88, сосредоточенных на аэродромах Западного побережья Норвегии.

 

Для боевых действий в Заполярье в середине июня 1941 года из Дании, в Норвегию на аэродром Ставангер перебазировалась 2-я группа 30-й бомбардировочной эскадры «Адлер» (II./KG 30) в составе трех эскадрилий (4-я, 5-я и 6-я).

К 21 июня под Киркенес перелетела 6-я эскадрилья (6./KG 30). Именно эта эскадрилья бомбардировщиков Ю-88 одна из первых в составе 5-го Воздушного флота Люфтваффе начнет с 23-го июня вести боевые действия в районе Мурманска.

Две другие эскадрильи 2-й группы - 4-я и 5-я в конце июле 1941 года также примут участие в боевых действиях на Полярном фронте.

 

26-я бомбардировочная эскадра, «Львиная» (KG 26 «Löwen»)

На вооружении примерно до середины 1943 года были в основном двухмоторные бомбардировщики Heinkel Не-111, которые уже со второй половины 1942 года планомерно стали заменяться Ю-88. Как правило, боевая деятельность KG 26 ассоциируется с торпедными атаками по транспортам союзных конвоев РQ-17 и РQ-18. Но в 1941 году Не-111 применялись только в качестве бомбардировщиков. Эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры действовали порознь друг от друга и не имели постоянного места дислокации. В зависимости от потребностей, эскадрильи действовали с аэродромов Банак, Бардуфосс, Рованиеми, Кемиярви, Кеми и Луостари (нем. - Петсамо).

 

1-я эскадрилья (1./KG 26) с середины декабря 1941 года, базируясь на аэродроме Луостари, действовала непосредственно на Мурманском направлении, вылетая на вооруженную разведку в Баренцево море вдоль побережья до Йоканьги или на бомбардировку Мурманского морского порта и железной дороги. Как правило, бомбардировщики «хейнкели» действовали отдельными звеньями или одиночными самолетами под покровом темного времени суток.

 

1./KG 26 вела боевые действия на Мурманском направлении по апрель 1942 года, при этом потеряв всю свою матчасть и три своих экипажа. Дальнейшие действия «хейнкелей» за Полярным кругом были направлены исключительно только против союзных конвоев на морских коммуникациях в качестве самолетов-торпедоносцев.

 

Тыл фронту

 

Части ПВО как и другие подразделения не жили замкнуто, гражданские власти по мере возможности помогали стройматериалами, транспортом, в том числе и оленьими упряжками (особенно в весенний период). Пошив и ремонт обмундирования, его стирка – это тоже не бесплатный труд гражданских артелей и прачечных. Командованию 885 зенап по прибытию надо было решать вопрос и приготовления пищи. В кратчайшие сроки на одном из заводов Мурманска было изготовлено 65 котлов. Для частей 14 Армии гражданскими организациями из хвои был создан напиток с витамином «С».

 

Великая Отечественная война шла уже восемь месяцев. Позади были первые месяцы, месяцы тяжёлые, впереди были решающие битвы на всех фронтах. В приказе №55 к 24-ой годовщине Красной Армии, Сталин особо отметил подготовку резервов «…необходимо, что бы в нашей стране ни на минуту не ослабевала подготовка резервов на помощь фронту…».

 

Как и по всей стране, в Кольском районе была развёрнута подготовка военных специалистов: истребителей танков, пулемётчиков, ворошиловских стрелков[4]. Учебные подразделения комплектовались: из подлежащих к обязательному военному обучению, но не прошедших всеобщее военное обучение граждан – готовились Ворошиловские стрелки I ступени по 110-часовой программе; из прошедших программу военобуча создавались группы с которыми совершенствовались и расширялись специальные знания, с расчётом, что бы из этого состава подготовить пулемётчиков, миномётчиков, истребителей танков и стрелков II-й ступени.

 

К лету 1942 года в Кольском районе было подготовлено: истребители танков – 60 человек, пулемётчики – 35 человек, Ворошиловские стрелки I

cтупени – 107 человек и II ступени – 40 человек. Истребители танков обучались использованию зажигательных бутылок, как самое простое и безотказное средство для уничтожения танков, машин, складов и живой силы противника, расположенной в укрытиях. На снабжении Красной Армии состояли бутылки с самовоспламеняющимися жидкостями «КС» и с горючими смесями №1 и №3. Жидкость «КС» могла быть с примесью, придающей жидкости вязкость. Бойцы учились действовать группами по 3-5 человека.

 

Кроме подготовки резервов, гражданское население привлекалось в команды местной противовоздушной обороны (МПВО) на объектах Кольского района. К объектам МПВО относились: Туломская ГЭС, Кильдинский, Шонгуйский и Фадеевский кирпичные заводы, Зверосовхоз, Лесозавод, Лесокомбинат, торфо-коксовый завод «Лапландия», Кольсетстрой, совхозы «Арктика» и «Мурманск», станция Кола и её посёлок, Кустпром, Завод фруктовых вод, Рыбозавод, Райрыбкооп[5]. Было сформировано 16 команд самозащиты объектов и 491 звено самозащиты (связи и наблюдения, пожарные, дегазационные[6], санитарные, аварийно-восстановительные, ветеринарные).

 

Оповещение населения о воздушных и химических тревогах на объектах МПВО проходило сигналами электрических и ручных сирен, прерывистыми гудками продолжительностью 5 минут для воздушной тревоги, для химической - редкими ударами о кусок подвешенной рельсы, железа продолжительностью 3 минуты, с дублированием команды голосом «Химическая тревога !». Оповещение населения о пожаре подавалось частыми ударами в колокол и кусок рельсы, продолжительностью 2 минуты.

Все объекты МПВО должны были быть оборудованы устройствами оповещения, газоубежищами, обмывочными пунктами к 1 мая 1942 года. Для предохранения продуктов питания от отравляющих веществ, на складах рыбкоопов и столовых делались засеки[7] с герметичными закупорками и покрытые сверху брезентом. Во всех населённых пунктах района, где есть питьевые водоёмы (ключи, колодцы), сделаны на них срубы, с плотной опалубкой и крышкой с герметичной закупоркой.

 

Особое внимание уделялось светомаскировке. Постановлением Мурманского городского комитета обороны от 24 сентября 1942 года на территории Мурманска, поселков Роста и Кола в целях сокрытия производственных, коммунальных и жилых объектов от фашистских ночных бомбардировщиков, для всех военных и гражданских организаций и частных владельцев были введены правила.

Всё наружное освещение может производиться только синими электролампами фабричного производства, заключёнными в глубокие излучатели. Запрещается разведение костров, хождение с зажжёнными фонарями и проведение работ по электросварке на открытых местах.

 

Внутреннее освещение зданий затемняется плотными светонепроницаемыми шторами, ставнями или щитами. Пользование бытовыми приборами – только при затемнённых окнах. На всех печных трубах, не имеющих колен, в обязательном порядке должны быть сделаны железные колпаки.

Для транспорта устанавливался обязательный порядок с применением лампочек белого света. Передние фары закрывались металлическим диском с горизонтальной щелью, с наружной стороны диска крепился поворотный фильтр с 35-ю отверстиями, применявшийся при воздушных тревогах. Световой луч направлялся на расстояние 12 м от машины и не более 7-8 м по ширине. Всё наружное освещение водного транспорта переводится на синий свет с глубокими излучателями. Ж/д транспорт продолжает движение с затемнёнными окнами вагонов и с потушенными огнями наружного освещения. Фонари паровозов затемняются металлическими дисками с прорезом щели.

 

Всё наружное освещение бытовых зданий должно быть с отдельным выключателем, установленным снаружи зданий. Все входы в подвалы должны быть надёжно огорожены.

 

По сигналу «Воздушная тревога» всё наружное синее уличное освещение зданий выключается, за исключением освещения в домовых номерных фонарях. Дежурные немедленно проверяют надёжность маскировки внутреннего освещения и при малейшем нарушении свет выключают общим рубильником. Водители машин, заслышав сигнал воздушной тревоги или зенитную стрельбу, немедленно останавливают машины и выключают свет. Двигаться могут только водители с пропусками ПВО, предварительно опустив заслонку на фарах. Морской транспорт приостанавливает движение и выключает все огни.

 

Наблюдением за выполнением данного постановления возлагается на коменданта города, органы милиции, советы депутатов, администрацию.

Виновные в неисполнении данного постановления привлекаются к ответственности в административном порядке денежному штрафу до 3000 рублей или тюремному заключению до 6 месяцев. Злостные нарушители светомаскировки привлекаются как пособники врага, по законам военного времени.

 

Известно что в Коле в результате налёта немецкой авиации весной 1943 года погибла школьница Галя Бадрызлова.

Архив газеты «Полярная правда» за 1943 год (№ 109 от 25 мая) Троянкер Р. "Кровь на парте"
CxdkACmkCSY.jpg
 

Возможно были и другие жертвы среди гражданского населения, но пока этих данных не найдено…

 

Был причинён материальный ущерб жителям Кольского района: п.Кола – налёт 5 апреля и 23 сентября 1943г., повреждено 10 домов и строений, общая сумма ущерба 26 300 руб.; с.Восмус – налёт 1 июня и 17 сентября 1942г., повреждено 9 домов и строений, общая сумма ущерба 88 100 руб.; с.Пулозеро – налёт 10 июля и 22 августа 1942г. повреждено 4 дома и строения, общая сумма ущерба 48 700 руб.; с.Юркино – налёт 8 июня 1943г., повреждено 3 дома и строения, общая сумма ущерба 10 300 руб.

_____________________________________________________________________________________________________________

 

Там в 1941-1944 остался пронзительный вой сирен и раздирающие взрывы бомб,

там остались разбитые и сгоревшие дома,

там остались погибшие под завалами и на боевых постах.

 

Там остался грохот зенитных батарей,

в том небе остались тысячи разрывов зенитных снарядов.

 

С годами заросли позиции зенитных дивизионов, северная земля с трудом но затягивает воронки-раны от немецких бомб.

Остались в архивах документы батарей, дивизионов и полков защищавших Кольское небо.

Остались донесения о потерях.

Остались немногочисленные фотографии последствий авианалётов, сбитых немецких самолётов и воспоминания ветеранов.

Нам, живущим сегодня, надо помнить и знать свою историю, воскрешать имена погибших.

Это нужно нам и нашим потомкам.

 

P.S.: При подготовке статьи использованы документы фондов Центрального архива Министерства обороны и Государственного архива Мурманской области. Фотографии из «Дневника войны» Старостин М.И. Выражаю особую благодарность Бушминой Ирине Викторовне за поиск информации и Рыбину Юрию Валентиновичу за предоставленную информацию.

 

[1] Боевой порядок – построение соединений, частей с вооружением, для выполнения боевой задачи.

[2] IV.(St.)/LG1 - 4-я группа 1-й учебной (испытательной) эскадры пикирующих бомбардировщиков. St.- Stuka = Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик.

[3] KG 30 «Kampfgeschwader» – бомбардировочная эскадра, эти авиационные соединения могли выполнять довольно широкий спектр боевых задач, включая и постановку морских мин.

[4] Ворошиловский стрелок – гражданин СССР, овладевший стрелковым делом и успешно сдавший соответствующие нормы.

[5] Райрыбкооп – районное рыболовецкое кооперативное общество потребителей.

[6] Дегазация - один из видов обеззараживания (уничтожения) отравляющих веществ на различных объектах внешней среды.

[7] Засека (сусек, закром) – место в амбаре в виде деревянного ларя (ящика).

 

© Дмитрий Пономарев (г.Кола)

 


Сообщение отредактировал DMS: 15 Декабрь 2019 - 18:58

  • turist это нравится




ratisbons.com
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров