Перейти к содержимому


ratisbons.com
Фотография

Кола


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 286

#1 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 07:44

панорама Колы, 1914 год.
из всех строений сохранились: Благовещенская церковь и здание бывшего царского казначейства.

Прикрепленный файл  Kola_1914_1.jpg   107,93К   107 скачиваний

Прикрепленный файл  Kola_1914_2.jpg   108,34К   106 скачиваний

Сообщение отредактировал DMS: 17 Декабрь 2010 - 07:45


#2 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 07:46

Прикрепленный файл  Kola_cherkov.jpg   215,72К   56 скачиваний

#3 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 07:48

Прикрепленный файл  Krest_Kola.jpg   216,13К   57 скачиваний

#4 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 07:49

Прикрепленный файл  Krest1_Kola.jpg   98,9К   52 скачиваний

Прикрепленный файл  Krest2_Kola.jpg   102,31К   52 скачиваний

#5 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 07:52

в теме "Имя на карте города", о тех чьими именами названы улицы города.

Сообщение отредактировал DMS: 17 Декабрь 2010 - 07:53


#6 OFFLINE   Thor

Thor

    Активный участник Форума

  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 7 580 сообщений
  • 46 тем
    Last Visit Сегодня, 04:07
  • Город:Ленинград-Романов на Мурмане


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 07:55

...

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Tor: 17 Декабрь 2010 - 07:56


#7 OFFLINE   Thor

Thor

    Активный участник Форума

  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 7 580 сообщений
  • 46 тем
    Last Visit Сегодня, 04:07
  • Город:Ленинград-Романов на Мурмане


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 07:56

...

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  kola.jpg   162,84К   74 скачиваний


#8 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 08:13

Немного информации по погибшим лётчикам есть в теме "Боевая АВИАЦИЯ за Полярным Кругом, Факты, история, идентификация и вопросы" сообщения 46 - 48.
http://forum.blockha...mp;#entry238564

Прикрепленный файл  Kola_1941_1945_1.jpg   113,46К   46 скачиваний

Прикрепленный файл  Kola_1941_1945_2.jpg   63,4К   29 скачиваний

Прикрепленный файл  Kola_1941_1945_3.jpg   63,69К   50 скачиваний

#9 OFFLINE   Thor

Thor

    Активный участник Форума

  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 7 580 сообщений
  • 46 тем
    Last Visit Сегодня, 04:07
  • Город:Ленинград-Романов на Мурмане


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 14:02

Кладбищенская церковь во имя Св. Троицы в г. Коле

Прикрепленные файлы



#10 OFFLINE   Thor

Thor

    Активный участник Форума

  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 7 580 сообщений
  • 46 тем
    Last Visit Сегодня, 04:07
  • Город:Ленинград-Романов на Мурмане


Отправлено 17 Декабрь 2010 - 18:41

Между прочим,на Кольском пивзаводе выпускалось самое вкусное в СССР пиво!!!!!
Постройка завода началась в 39-м,но запустили его только в 1952 году.В 1967-м руководство заводом принял Марек Ярослав Иосифович,чех по национальности.Пиво гремело на всю страну.
Сейчас все-таки пиво уже не то.......если кто помнит его бочковое

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  kola21.gif   161,64К   116 скачиваний

Сообщение отредактировал Tor: 17 Декабрь 2010 - 18:44

  • сарториус это нравится

#11 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:41

Благовещенская церковь.
Прикрепленный файл  Kola_cherkov1.jpg   228,29К   51 скачиваний

#12 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:43

одно из двух сохранившихся строений, здание царского казначейства.
Прикрепленный файл  Kola_kazna2.jpg   180,75К   51 скачиваний
государством НЕ охраняется :44:
Прикрепленный файл  Kola_kazna1.jpg   66,42К   29 скачиваний

Сообщение отредактировал DMS: 18 Декабрь 2010 - 19:44


#13 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:49

мост через р.Тулома.
Прикрепленный файл  Kola_most1.jpg   45,75К   24 скачиваний

Прикрепленный файл  Kola_most2.jpg   201,32К   46 скачиваний

"Непечатный" мост
Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ.

Опубликовано: "Мурманский вестник" от 06.06.2008
Уже около трех лет действует новый мост через Кольский залив, ставший визитной карточкой Мурманска. Он, как воздух, необходим областному центру, ибо старичок-мост через Тулому около Колы устал от перегрузок и есть опасения, что он их однажды не выдержит.

Сколько же лет кольскому ветерану? Кто и как его строил? Этими вопросами я не раз задавался, проезжая с одного берега реки на другой. В Мурманском краеведческом музее нашлись фотографии строительства с пометками - 1952 год. Подобные фотографии есть и в областном архиве. Но нигде нет описания стройки. Перелистал районную кольскую газету "Заполярный труд" за начало пятидесятых - ни слова. Странно...

НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ: ТРИ СМЕРТИ, ШЕСТЬ РАНЕНЫХ

Обратился к старожилам. Рита Лопинцева (чей дядя был чемпионом первого Праздника Севера) воскликнула:

- У нас в доме квартировал офицер с этой стройки!..

Ага, если строили военные, значит, объект был закрытым, не афишировался. Недаром ни в одном советском фотоальбоме нет изображения моста: цензура запрещала. Между тем иностранцы ездили через Тулому и даже фотографировали панораму города Колы вместе с "непечатным" мостом.

Возможно, поиск продолжился бы в глубинах военного архива, было к тому стремление, но тут на меня, ловца, зверь выбежал сам - в мои руки попали свежие воспоминания полковников в отставке Е. А. Иванова и Я. С. Криксунова, опубликованные в "Военно-историческом журнале".

Но прежде напомню, что происходило в годы войны.

Войска и снаряжение через залив переправляли на малых плавсредствах. В разгар первой военной зимы командование 14-й армии приказало 517-му инженерно-строительному батальону построить мост в районе Колы. Строили из местного материала по оригинальной схеме - мост был полунаплавным. Основу составляли старые рыболовецкие баркасы и ряжи - срубы, наполненные камнями. Ряжи являлись якорями-опорами, сваями моста. Между ними устанавливались баркасы, скрепленные стальными тросами. Сверху на эту зыбкую конструкцию клались швеллеры и доски.

Природа сопротивлялась. Сильное приливное течение размывало ряжи, уносило. Одновременно с мостом прокладывалась дорога на той стороне. Семь месяцев люди работали в стужу и непогоду, под пулями и бомбами. Шестеро были ранены, трое погибли, похоронены на кольском кладбище. Строительство прикрывали зенитные расчеты с окрестных сопок и авиация с ближних аэродромов. 20 июля 1942 года началось автомобильное движение через Тулому. Это было значительное событие на Мурманском фронте. Непрерывным потоком на боевые рубежи шли подкрепления и боеприпасы.

Мост просуществовал недолго, пять месяцев. Водная стихия оказалась мощнее фашистских бомб. Ряжи размывало, они сдвигались, связующие тросы не выдерживали, лопались. Во время ремонта мост пытались сдерживать катерами, но его разорвало в нескольких местах и унесло. Такова история военной переправы.

Идея строительства послевоенного моста принадлежала первому секретарю Мурманского обкома партии Василию Андреевичу Прокофьеву - стала остро ощущаться необходимость связи областного центра с западным берегом. Он дважды обращался к Сталину, и тот при очередной встрече спросил: "Сколько надо выделить денег?" Секретарь на секунду задумался, ибо проекта и сметы не имел, и назвал сумму наобум, "от фонаря" - 12-15 миллионов. На самом деле сметная стоимость выразилась в 7 миллионов, а фактически строителями было затрачено вдвое меньше.

РЕШАЛ СТАЛИН, ПРИКАЗЫВАЛ ЖУКОВ

Постановление Совета министров СССР о строительстве однопролетного "Моста через р. "Т", подписанное Сталиным, ушло в Минобороны. Срок установили очень жесткий - 15 месяцев, ибо ошибочно учитывалось наличие береговых опор старого моста. Только старые опоры оказались непригодными, требовалось установить новые - в сложных гидрогеологических условиях, на приливном участке высотой четыре с лишним метра.

По приказу министра обороны маршала Георгия Жукова "сталинский мост", как его называли между собой строители, ставили инженерные войска Северного военного округа; начальником строительства являлся командир понтонно-мостового полка полковник И. Ф. Цветков, главным инженером - преподаватель кафедры дорог Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева инженер-подполковник Г. И. Майборода. Кураторы - выпускники академии инженеров-фортификаторов Е. А. Иванов и Я. С. Криксунов, авторы воспоминаний. Они уже имели опыт строительства стометрового моста через бурную реку Шую в Карелии. Инженерный полк в Коле разместили кое-как. Часть людей поселили в пожарном депо, часть жила в палатках, а руководящий состав распределили по домам колян.

Стройку начали в разгар полярной ночи, в январе 1952 года, температура иногда падала до 20-25 градусов ниже нуля. Трудностей хватало. Кураторы вспоминали: "В любом, а тем более крупном строительстве существует строгая исполнительная последовательность с использованием соответствующих специалистов. При этом сначала разрабатываются проект самого объекта и проект производства работ по его возведению, затем заказываются необходимые строительные материалы и оборудование, и только после этого решается вопрос о сроках. Возведение же "сталинского моста" происходило с нарушением последовательности каждого этапа строительства. Не было проекта ни объекта в целом, ни береговых опор в частности, тем более что и время возведения моста было задано без проекта производства работ. А без проектной документации нельзя было своевременно заказать все необходимые строительные материалы и оборудование. К тому же для руководителей и кураторов стройки поставленная задача не совмещалась с их основной специальностью".

Геологическая структура берегов Туломы отличалась сложностью. На правом берегу преобладал крупнозернистый песок с мелкой галькой на глубину более 10 метров, а на другом такой грунт простирался на 2,5-3 метра, далее шла скала. Береговые опоры сооружались в два этапа. Сначала от поверхности грунта до материковых пород забивали железобетонные и деревянные сваи. Причем, из-за сложности грунта забивали не обычным способом, а по совету консультантов - "с подмывом", с помощью центробежных насосов. Эти насосы пришлось искать по всему Кольскому полуострову. Затем на сваи устанавливались бетонные блоки-опоры шириной более 12 и толщиной до 5 метров, с двумя крыльями для удержания насыпей. Бетонирование производилось с подогревом.

Была еще проблема. Как измерить, как точно забетонировать закладные металлические опорные части, чтобы ферма пролета длиной более 160 метров точно легла на эти опоры? Веревками и тросами измерить это расстояние не удавалось. Река не замерзала, а быстрое, до 15 метров в секунду, течение сносило понтоны. Из Военно-инженерной академии прислали геодезистов, и те с помощью новейших теодолитов выдали на опалубку места закладки опорных частей с точностью до миллиметра.

Насыпи длиной 200 и 90 метров сооружали из валунов. Их извлекали из-под снега на окрестных сопках и спускали вниз по деревянным желобам - грохот стоял как при артиллерийской стрельбе.

ИСПЫТЫВАЛИ ТАНКАМИ!

Ферму моста изготовили на Новокузнецком комбинате, в Колу доставили в разобранном виде. Собирали на правом берегу Туломы на специально подготовленной площадке работники Мончегорского монтажного управления, в основном, женщины. На сборных узлах они поставили 33 тысячи заклепок! Надвижку фермы из низколегированной стали весом 650 тонн и длиной 162,5 метра на специальных железнодорожных тележках, выполняли саперы. При этом примерно треть выдвинутой фермы концом крепилась на морской барже, своего рода передвижной опоре. Потом при высокой воде баржа с пролетным строением переместилась в сторону противоположного берега, пока концы пролетного строения не оказались над опорами. При отливе баржа опустилась вместе с фермой моста. Край фермы сначала лег на гидравлические домкраты, затем в проектное положение. Чтобы затребовать эту баржу у моряков гражданского флота, пришлось маршалу инженерных войск М. П. Воробьеву писать письмо лично Сталину. Доски для настила моста с трудом добыли в Архангельске, из тамошних экспортных запасов.

В августе 1952 года мост через Тулому построили. Сдать государственной приемной комиссии его нужно было под расчетной нагрузкой, равной 180 тоннам. Как создать эту нагрузку? Строители предлагали пустить на мост 35 самосвалов с песком. Но в наличии имелось только 15 машин... Проблему решила случайная встреча с Героем Советского Союза А. П. Панфиловым, назначенным заместителем командующего Северным военным округом по механизированным войскам. Знаменитый танкист заинтересовался новостройкой: выдержит ли она прохождение бронетехники? В день приемки на мост пустили танки, одновременно прошли шесть Т-34.

Новый мост через Тулому имел в то время рекордный в Европе пролет среди мостов такой системы. Министерству обороны СССР было предложено выдвинуть авторов проекта и строителей на Сталинскую премию. Однако военные не пожелали афишировать стройку, которая велась в пограничной зоне с использованием инженерных войск. Талантливого военного инженера Герасима Ильича Майбороду, авторов воспоминаний и еще несколько человек скромно поощрили.

#14 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:52

Прикрепленный файл  Kola_445l_01.jpg   238,99К   66 скачиваний

#15 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:53

Прикрепленный файл  Kola_445l_02.jpg   243,99К   49 скачиваний

#16 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:55

Прикрепленный файл  Kola_445l_03.jpg   239,92К   52 скачиваний

#17 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:56

Прикрепленный файл  Kola_445l_04.jpg   232,26К   47 скачиваний

#18 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:56

Прикрепленный файл  Kola_445l_06.jpg   240,28К   50 скачиваний

#19 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:58

Прикрепленный файл  Kola_445l_05.jpg   235,32К   52 скачиваний

#20 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 12:57
  • Город:Кола


Отправлено 18 Декабрь 2010 - 19:59

Прикрепленный файл  Kola_445l_07.jpg   243,36К   56 скачиваний
"Крылатый собор"
Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 27.08.2008

Выдающимся архитектурным сооружением в Коле являлся деревянный девятнадцатиглавый Воскресенский собор, сожженный англичанами в 1854 году. Жемчужиной Севера называли этот храмовый комплекс из трех соединенных церквей. Построен в 1681-1684 годах при воеводах В. И. Эверлакове и З. И. Полозове.

Центральным являлся храм Воскресения Христова. С северной стороны примыкал придел Святого Великомученика Георгия, с южной - Святого Николая Чудотворца. Размеры собора впечатляли путешественников, все отмечали его монументальность, многоглавость, крепость стен, сложенных из толстых сосновых бревен. Центральная часть имела форму креста и высоту примерно 37 метров. Георгиевский и Никольский приделы, выдвинутые на восток, несколько приниженные, были похожи на крылья, что придавало собору воздушность, торжественность.

В июне 1888 года, путешествуя по Скандинавии и Северу России, в Коле побывал архитектор Владимир Васильевич Суслов с товарищем, также академиком архитектуры, П. А. Черкасовым. Они осмотрели место, где когда-то стоял собор. Суслов писал: «Собор этот, судя по сохранившимся очертаниям фундамента, состоял из главного и двух боковых приделов. Главный имел по плану вид креста и окружался широкой галереей, из которой проходили и в приделы. Входы были расположены с северной и южной сторон в виде широких крылец. Длина храма по северо-южному направлению простиралась до 18 сажен(38 метров), а ширина от востока к западу до 10 сажен(21 метр). Наружный вид собора, судя по формам и размерам основания его, а также по дошедшему до нас рисунку и рассказам жителей, был чрезвычайно величественный и необыкновенно красивый».

Все три церкви завершались пятиглавием, чешуйчатые главы увенчивались деревянными восьмиконечными крестами. Еще четыре главы размещались на прирубах Воскресенского храма. Они были ниже соседствующих вершин приделов, имели два типа: с запада и востока - на «бочках», а на южной и северной сторонах - на «четвериках». Еще две главки имелись на двух крыльцах, но их в литературе редко упоминали. Священник Козьма Молчанов в своей монументальной книге «Описание Архангельской губернии» сообщил: «Соборная церковь деревянная во имя Воскресения Христова, с двумя приделами. На ней19 глав, построена в 1681 году». В «Атласе Архангельской губернии…» 1797 года также говорится о 19 главах.

Однако в более поздних источниках указывается иное число глав. Академик архитектуры Андрей Тимофеевич Жуковский, в середине ХIХ века работавший с вывезенными из Колы после пожара рисунками собора, отмечал: «Всех глав 20, включая в число их и те, которые над входными крыльцами», то есть сами церкви имели 18 глав. Архангельский историк Николай Голубцов, видный знаток Севера, в начале ХХ века писал о соборе: «…Увенчан 18 главами с восьмиконечными крестами, причем высота средней главы с крестом была более 120 футов».

Советский ученый В. В. Косточкин в обстоятельной статье о кольских крепостных сооружениях повторил этих авторов: «Достигавший высоты более 36 м сложный и живописный храм с его многоярусной, расчлененной композицией и18 главами был главным зданием кольского крепостного ансамбля». Мурманский архитектор В. П. Быстряков по материалам Косточкина в 1961 году сделал для краеведческого музея деревянный макет Воскресенского церковного ансамбля с 18 главами.

Так сколько же было глав в Воскресенском соборе? В этом непростом вопросе попытался разобраться историк Иван Федорович Ушаков. Скрупулезный и дотошный в любом исследовании, он предположил, что в ходе ремонта в 1834 году одну из глав с восточной стороны, над алтарем церкви Воскресения, могли убрать, заменить на коническое покрытие.

Еще до нападения английского парохода «Миранда» в августе 1854 года колене, предчувствуя беду, вывезли уездный архив и казну вверх по реке Туломе. После пожара их отправили в Кемь. Среди бумаг сохранились два ветхих рисунка и план собора, сделанные неизвестным художником в конце ХVIII или начале ХIХ веков. Весной 1856 года в Кеми проездом на Мурмана побывал писатель-народник Сергей Максимов. Коллежский регистратор Александр Кириллович Шешенин, служивший ранее в Коле учителем, рисунок западного фасада сгоревшего собора передал писателю, а рисунок южной стороны и план по рекомендации Максимова отправил 16 марта 1856 года в Санкт-Петербург в Археологическое общество, изложив и историю собора.

Архитектор Жуковский по старым рисункам изготовил более совершенные изображения и план Воскресенского собора, вскоре они появились в печати. В 1858 году в двух номерах журнала «Иллюстрация» Максимов напечатал статью «Кола» и один из рисунков Жуковского - западный фасад собора.

Другие два рисунка Жуковский опубликовал уже сам в 1861 году в трудах Археологического общества - южный фасад и план собора. В своей статье он воспроизвел его краткую историю, написанную рукой Шешенина на листе с рисунками. Она гласила: «Сей собор, построенный при державе царей Иоанна и Петра Алексеевичей, лета от мироздания ЗРЧВ (как видно было из надписи на доске над средним алтарем Воскресения Христова), а по клировым ведомостям кольских церквей значится в 1684 году от Р(ождества) Х(ристова), зданием был деревянный, увенчанный восемнадцатью главами с осьмиконечными крестами. В нем главный храм, посвященный во имя Воскресения Христова, а по бокам приделы: на правом Св. Николая Чудотворца, а на левом - Св. Великомученика Георгия. Храмовые праздники были: в великий день Св. Пасхи, 23 апреля, 9 мая и 6 декабря. Служба совершалась здесь со дня великия субботы по день Успения Пресвятыя Девы Богородицы, и как самый храм летний, и не был согреваем печами, то здание его при холодном климате имело необыкновенную крепость в продолжение 170 лет своего существования. 1854 года 11 августа (в день мученика и архидиакона Евпла, в среду) в половине восьмого часа вечера с неприятельского английского парохода «Миранды» во время бомбардирования города Колы сожжен до основания. Ныне совершается богослужение в кладбищенской церкви Св. Живоначальныя Троицы, построенной в 1757 году. В каменной церкви во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с колокольнею сохранились только стены от пламени».

Сведениям бывшего жителя Колы Шешенина о 18 главах можно доверять, и согласимся с Ушаковым, 19-ю главу мастера убрали во время ремонта. Она, размещавшаяся над алтарем церкви Воскресения, видна на рисунке «Вид города Колы с северо-восточной стороны» в «Атласе Архангельской губернии…». Этот объемистый атлас хранится в Российском государственном Военно-историческом архиве в Москве.

Вышеназванный рисунок ценен не только изображением Кольской крепости вместе с многоглавым Воскресенским собором, но и тем, что здесь поименно указаны казенные постройки в верховье и посаде Колы; они пронумерованы, а их хозяйственные названия вынесены под рисунок.

Оба рисунка Жуковского (западный и южный фасады собора) в разгар Великой Отечественной войны вошли в классический альбом группы авторов «Русское деревянное зодчество». Это говорило о высокой оценке кольского шедевра специалистами того времени.

Существует рисунок горящей Колы, сделанный с борта английского парохода-фрегата «Миранда» 11(23) августа 1854 года. В английской печати он появился в 1856 году, то есть сразу же по окончании Крымской войны. Найден и впервые опубликован в России архангельским историком Р. А. Давыдовым. На рисунке ясно виден восточный фасад, изображения которого в русской печати нет. И на этом фасаде мы не находим 19-й главы.

Во время бомбардировки «Миранда» находилась близ нынешнего моста через Тулому, около 300 метров от города. С этого расстояния и сделан рисунок, с северо-западного направления. Правая часть города - уже в пожаре, задымлена. Левая часть почти еще не тронута огнем, постройки хорошо просматриваются - башни и стены старинного острога, Воскресенский собор, Благовещенская церковь, дома в Верховье. В собор уже попал снаряд, одна сторона его слегка дымит. Как же он величественен, строен, этот шедевр северной архитектуры! На фоне горы Соловараки, возвышаясь над крепостными стенами и домами, он гордо встречает огонь неприятельских пушек.

Английский художник изобразил главы собора без крестов, лишь на главном куполе некое подобие креста, не православного. Нет их и на соседней каменной Благовещенской церкви, здесь она в первозданном виде, двухэтажная. Нынешний, существующий в Коле Благовещенский храм, восстановленный в 60-е годы ХIХ века, мало похож на храм, что на английском рисунке.

Мы не знаем имя строителя-архитектора Воскресенского собора, талантливого человека, не из местных. Существовала легенда об этом мастере. Она сохранилась благодаря писателю Максимову. Коляне ему рассказывали:

«И теперь родины-то нашей, Колы-то жаль, надо говорить правду. Очень жаль! Пуще того жаль собора нашего, такой-то он был приглядной, хорошой, таким-то благолепием сиял особенно вон с горы Соловараки - все отдай да мало. Очень его жаль!

Ну да ладно, стану я сказывать теперь тебе про мастера, что строил соборот наш: мастер этот был не из наших, построил он много церквей на Поморью-то; затем и нашу. И вот в Нюхче увидишь похожую, в Колежме - только раз в пять меньше те будут. Церкви он строил почесть что задаром, говорил: меня-де только без денег домой не пущайте, я-де Богу работаю, мзды большой не приемлю. Так построил он в Шунге церковь; позвали к нам в Колу, согласился, пришел и к нам и у нас работал, и у нас соорудил церковь, вывел ее значит до глав. Довел до глав и идет к старосте:

- Я, - говорит, - главы буду выводить два месяца, когда весь ваш народ, - говорит, - с промыслов домой придет, тогда де и кресты поставим.

- Да не долго ли, - говорит староста-то, - святой человек, чай и скорей можно!

- Нет, - говорит, - скорей нельзя.

- Ну-де как знаешь!

- Я, - говорит, - не с тем сказал-то и пришел к тебе. Ты, - говорит, - надо мной не ломайся, потому как я мастер и для Бога работаю, а не для ваших бород. У меня-де и своя таковая-то есть.

Подивился тут староста-то, подивился, ни с чего-де человек в сердце вошел, а он и сказывает:

- Ты, - говорит, - на всю ту пору мне по кубку вина утром, в полдень и вечером клади: без того-де и работать не станем.

Староста стал торговаться с ним: на двух кубках порешили, чтобы поутру-де не пить. Так он тяпал да тяпал и главы стяпал, и народ с промыслов стал собираться. Опять пришел мастер к старосте, опять сказывает:

- Не надо, - говорит, - мне вина твоего, а через неделю повести народ, чтобы собрался - середний крест ставить стану, так чтобы при всех это дело было. Я, - говорит, - так и батюшек-попов повестил.

- Ладно, - сказывают, - будет по твоему.

Осталось три дня, церковь готова и крест у церкви прислонен стоит: бери, значит, да и ставь.

- Не пора ли-де? - опрашивают.

- Нет, - говорит, - сказал в воскресенье, так - так и будет.

Глядят: сидит мастер на горе против собора, плачет, утром сидит, в полдень сидит, вечером сидит и все плачет… Обедать зовут - ругается, спать зовут - пинается, а сам все на собор-от на свой смотрит, и все плачет. Сидит он эдак-то и на другой день и другую ночь, и плачет уж - всхлипывает. Ребятёнки собрались, смеются над ним - не трогает, не гоняет. В субботу только к вечерне сходил и опять сел на гору и просидел всю ночь. В воскресенье после обедни только вина попросил, да хлеба с солью на закуску. Народ собрался весь, и стар и мал и удал; лопари, слышь, наехали из самых дальних погостов. Все его ждут. Приходит хмурой такой, не радостной и хоть бы те, слышь, капля слезинки. Ждут, что будет. Молебен отпели, староста с шапкой мастера обошел народ: накидали денег много в его, мастерову значит, пользу по обычаям. Полез он с крестом на веревке, уладил его, повозился там, стал у подножия-то - кланяется. Народ ухнул, закричал ему: «Бог тебе в помощь. Божья, мол, над тобой милость святая!» Все как быть надо. Стал слезать - народ замолчал, слез - ждет народ, что будет, не расходится.

- К вам, - говорит, - православные, слово и дело. Пойдем, говорит, на реку на Тулому вашу. Там, говорит, я с вами говорить буду.

Народ испугался на первых-то на порах, да видят лицо его кроткое такое, светлое: поверили, пошли, смотрят. Подошел он к крутому берегу, вытащил из-за пояса из-за своего топор свой, размахнулся, бросил его в воду и выкрикнул:

- Не было такого собора на свете, нет и не будет!

Сказал слова эти, бросился в толпу; побежали за ним, кто догадался, на квартиру пришел. Целой день не ел, все ревел, благим матом ревел, да потом оправился и денежки взял и в свое место ушел.

С той поры, сказывают старики, сколько ни было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных, никуда не пошел, топора не брал в руки. Лет с десяток жил после того и пил, мертвую пил, слышь, и помер».

С восточной стороны Воскресенского собора в сторону угловой башни стояла шестигранная колокольня с шатровым верхом, с пятью колоколами весом - 75 пудов, 20, 4, 2 и 1. Существует изображение ее верхней части.

Внутри собора был двуярусный богатый иконостас с множеством икон, украшенных золотом, серебром и жемчугами. Среди них выделялась огромная храмовая икона Воскресения Христа размером 160 х 140 сантиметров. Кольский лесничий Константин Соловцов вспоминал, что на месте сгоревшего собора, «в куче золы и обгорелых остатков найдена запрестольная икона Божией матери, оставшаяся совершенно невредимою. Этой иконе местные жители приписывают чудотворную силу». Реликвия якобы затем находилась в Троицкой церкви на Монастырском острове. Возможно, это очередная легенда, коими богата кольская земля.

Существование Воскресенского собора - выдающегося памятника поморской архитектуры - тоже похоже на легенду. А не сделать ли ее былью, не восстановить ли общим миром собор? В его стенах организовать музей, пусть радует глаз не только историческими экспонатами, но и всем своим величественным видом.

Сообщение отредактировал DMS: 18 Декабрь 2010 - 20:02





ratisbons.com
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров