Перейти к содержимому


ratisbons.com
Фотография

Военные канатные дороги на Крайнем Севере


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 128

#1 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 17 Март 2010 - 11:19

Военные канатные дороги, представленные этими комплектами, выглядели как разборные мобильные конструкции, которые являлись штатным военно-техническим имуществом горных саперных батальонов горнострелковых дивизий. С помощью этих устройств командир дивизии с помощью подчиненных саперов организовывал снабжение своих подразделений, действующих в труднодоступной местности. Весьма успешно устройства этого типа использовались австрийцами в ходе боевых действий ПМВ в Южном Тироле. Многие из этих канатных дорог оказались впоследствии на Крайнем Севере. Активно использовались подобные комплекты противником также и на Кавказе.

В настоящее время имеются сведения о наличии таких канатных дорог в Заполярье в следующих местах:

1. Высота «Сарай». Известно из воспоминаний командира 10-й гвардейской сд Х.Худалова. Архивными данными пока не подтверждено, хотя известно, что сапёры 14-й армии там по осени 1944 года поработали крепко – уничтожали ненавистную оборону противника после захвата. В отчетах об уничтоженных объектах, несмотря на это, канатная дорога не упоминается. Несмотря на это, по сведениям мурманских аборигенов леса, в тех местах имеются железные предметы, которые по своему виду похожи на фрагменты канатной дороги. Эти сведения требуют проверки на местности.

2. Опорный пункт «Обергоф». В ходе поисковых работ обнаружены, а летом 2006 года вывезены фрагменты комплекта № 193 ("Geraet 193") канатной дороги «Seilzuggeraet 120», в том числе подвесная тележка-платформа, приводная лебёдка (рама, состоящая из двух элементов, барабан с тросом, приводная рукоятка), направляющие башмаки троса и направляющие переносные ролики, разборные стойки мачты двух типоразмеров, колья растяжек. В настоящее время это – наиболее полный комплект из сохранившихся в наших местах устройств подобного типа, по которому можно судить об устройстве подобных канатных дорог.

3. Высота 314,9. По сведениям мурманских аборигенов леса, в районе ущелья Divisionsschlucht, имеются железные предметы, которые по своему виду похожи на фрагменты канатной дороги. Эти сведения требуют проверки на местности.

4. Посёлок Никель. От посёлка в сторону зенитного опорного пункта на высоте «Лысая» шла канатная дорога, которая, судя по конструкции уцелевших к лету 2008 года фрагментов (направляющие переносные ролики, несколько разборных стоек мачт, колья растяжек) была полностью аналогична обнаруженной на «Обергофе», т.е. здесь мы тоже имеем дело с устройством под названием «Seilzuggeraet 120». По словам местных жителей, эта конструкция в виде ряда треугольно установленных стоек мачт успешно пережила лихие 1990-е годы, и была растащена охотниками за металлом буквально несколько лет назад. В настоящее время от неё остались только несколько забитых в землю кольев растяжек характерной формы.

5. Хребет Муста-Тунтури. О наличии здесь канатных дорог, связывавших отдельные высоты, пишет в своих трудах «Победа Советской армии в Заполярье» и «Разгром врага в Заполярье» военный историк Н.Румянцев. Однако фотоальбомы обороны противника по перешейку, снятые военными фотографами Северного флота и хранящиеся в музее КСФ, наличие таких объектов не подтверждают. Это весомый аргумент против наличия канатных дорог в тех местах, поскольку задачей этих фотографов было изучить характер обороны противника, выявив самое интересное и полезное в ней. Поэтому снимали всё, вплоть до заборов из колючей проволоки и отдельных огневых ячеек и позиций. Кроме этого, многократные поездки в те места не подтверждают наличие каких-либо предметов, которые можно было бы назвать остатками канатных дорог. Но иногда под именем "Муста-Тунтури" многие историки и участники войны подразумевают практически весь перешеек, и вот здесь нужно искать истоки информации про канатные дороги в этих местах. Всё тайное рано или поздно становится явным.

6. Лагерь «Изар». По сведениям, полученным опросом военнопленного, известно, что с осени 1942 г. в районе парома через р. Титовка, устроенного в месте пересечения дороги от Луостари к лагерю «Изар» и реки Титовка, действовала канатная дорога, переброшенная через реку.

7. Необходимо упомянуть также о канатной дороге, построенной противником в районе горы Кангашвара на Кестеньгском направлении. Хотя это и не Заполярье, но действовавшая в Северной Карелии 7-я горнострелковая дивизия имела в своем распоряжении канатные дороги типа «Seilzuggeraet 150» и «Seilzuggeraet 500», аналогичные по общему принципу устройства известному нам по «Обергофу» изделию типа «Seilzuggeraet 120».

Такие же механизмы могли иметь и 6-я горнострелковая дивизия СС «Норд», также воевавшая в Северной Карелии.

На фото - канатная дорога типа "Seilzuggeraet 120" на Кавказе.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Dietrich: 30 Май 2010 - 08:07


#2 OFFLINE   LSA

LSA

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 980 сообщений
  • 3 тем
    Last Visit Вчера, 20:51
  • Город:Раякоски

Отправлено 17 Март 2010 - 14:56

5. Хребет Муста-Тунтури. О наличии здесь канатных дорог, связывавших отдельные высоты, пишет в своих трудах «Победа Советской армии в Заполярье» и «Разгром врага в Заполярье» военный историк Н.Румянцев. Однако фотоальбомы обороны противника по перешейку, снятые военными фотографами Северного флота и хранящиеся в музее КСФ, наличие таких объектов не подтверждают. Это весомый аргумент против наличия канатных дорог в тех местах, поскольку задачей этих фотографов было изучить характер обороны противника, выявив самое интересное и полезное в ней. Поэтому снимали всё, вплоть до заборов из колючей проволоки и отдельных огневых ячеек и позиций. Кроме этого, многократные поездки в те места не подтверждают наличие каких-либо предметов, которые можно было бы назвать остатками канатных дорог.

Северо-восточне "Норда" на скалах раньше в 80-х попадались ролики и троса... Лазить там хреново... В одном месте не мог никак сообразить "на кой" на скале закреплен блок роликов... Батя тогда и рассказал...
А военные фотографии отражают далеко не всё, уж кому -кому а Вам -то это известно...

Сообщение отредактировал LSA: 17 Март 2010 - 15:00


#3 OFFLINE   turist

turist

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 2 295 сообщений
  • 4 тем
    Last Visit 20 Авг 2019 15:27
  • Город:п. Никель


Отправлено 17 Март 2010 - 15:37

Опорник Обергоф это общее название ,но 2 больших сопки,обе труднодоступные. К какой из них была проложена канатка?
В книге "Канатная дорога на мурмане мифы и реальность" есть фото остатков роликов в озере и на берегу,но не понятно место,нет плана.

Изображение

Сообщение отредактировал turist: 17 Март 2010 - 15:47


#4 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 17 Март 2010 - 16:49

Северо-восточне "Норда" на скалах раньше в 80-х попадались ролики и троса... Лазить там хреново... В одном месте не мог никак сообразить "на кой" на скале закреплен блок роликов... Батя тогда и рассказал...
А военные фотографии отражают далеко не всё, уж кому -кому а Вам -то это известно...


Насчёт "Норда" интересная информация. Не затруднит указать место поподробнее?

Про фотографии - это как косвенное доказательство, но в деле анализа ситуации и такими вещами пренебрегать не стоит.

#5 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 17 Март 2010 - 16:55

Опорник Обергоф это общее название ,но 2 больших сопки,обе труднодоступные. К какой из них была проложена канатка?
В книге "Канатная дорога на мурмане мифы и реальность" есть фото остатков роликов в озере и на берегу,но не понятно место,нет плана.


Вот примерно так. Под условно показанной канатной дорогой - весьма стрёмная лощина, поэтому это устройство здесь вполне к месту.

Кубиками отмечены места находок деталей, в том числе и укупорочных ящиков с элементами лебёдки, которые вытаскивали наши предшественники из озера. Максим Н мог бы рассказать об этом подробнее.

Прикрепленные файлы



#6 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 17 Март 2010 - 19:13

Это кусок текста из "Инженерно-разведывательногодонесения № 20 на 10.7.42 г." штаба инжвойск 14 армии. Здесь идет речь о канатной дороге в районе моста через Титовку, где бывали, думаю, многие. Вот такой поворот истории.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  _______.jpg   104,28К   95 скачиваний


#7 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:32

Вот что удалось добыть на Обергофе. Все фотографии сделаны Михаилом Борисенко, за что ему большое спасибо. Он, кстати, не просто ходил с фотоаппаратом, но и помогал выносить железки к машине, а на это из нашей большой компании решились далеко не все. За это ему тоже большое спасибо. :rolleyes:

На фото канифас-блок, переносной ролик на прямоугольной опорной площадке с грунтозацепами, опорная лапа с грунтозацепом - окончание разборной опорной стойки и тормозной барабан лебёдки, оборудованный трещёткой.

Прикрепленные файлы



#8 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:37

Следующее фото - рама-основание лебёдки, состоящая из двух сборных половин, направляющие башмаки для троса, опорная площадка для ролика, сам ролик утрачен. Трос валялся рядом, он сделан кольцом около двух метров диаметром, забрали до кучи.

Направление фото - в сторону Пикшуева, тропинка идет в тыл опорника Обергоф и к озеру.

Прикрепленные файлы



#9 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:39

Подвесная тележка, точнее, то, что от неё осталось. На заднем плане - опорный пункт Обергоф.

Прикрепленные файлы



#10 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:48

Рама лебёдки и ноги опор.

Прикрепленные файлы



#11 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:50

Грунтозацепы крупным планом. На переднем плане - фрагмент стойки большего типоразмера. Она из воды, поэтому сохранила родной окрас.

Прикрепленные файлы



#12 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:52

Еще ракурс. Заметна конструкция низа стойки и принцип соединения их при помощи засовов, которые имею цепочки, чтоб не потеряться.

Прикрепленные файлы



#13 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:54

Барабан с тросом и рукоятка лебёдки, вставленные в раму.

Прикрепленные файлы



#14 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:56

Попытка понять устройство - между рамой и барабаном троса становится тормозной барабан с трещёткой - и всё получается!

Прикрепленные файлы



#15 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 18:57

Поближе...

Прикрепленные файлы



#16 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 18 Март 2010 - 19:00

Для масштаба рядом с тележкой.

Прикрепленные файлы



#17 OFFLINE   turist

turist

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 2 295 сообщений
  • 4 тем
    Last Visit 20 Авг 2019 15:27
  • Город:п. Никель


Отправлено 18 Март 2010 - 19:24

Канатка работала только на один опорник(сопку) или на оба? На вторую сопку,с орудием, то же как-то все доставлялось.

#18 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 19 Март 2010 - 04:37

Судя по тому, как были разбросаны фрагменты, канатка работала только на дальний от дороги опорник. Этому причиной была та самая лощина, пробираясь через которую мы все чуть ноги не переломали, особенно с грузом.

Ближний опорник в этом смысле гораздо удобнее. Ты не задумывался никогда, как они туда заперли вагонетку от узкоколейки, в ней весу - добрых полторы тонны, и не похоже, что она разборная.

#19 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 19 Март 2010 - 18:09

Посёлок Никель. Сопка "Лысая". На снимке видны забитые колья растяжек.

Прикрепленные файлы



#20 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 469 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Авг 2019 19:16


Отправлено 19 Март 2010 - 18:12

Колышек растяжки и основание направляющего ролика.

Прикрепленные файлы






ratisbons.com
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров