В настоящее время имеются сведения о наличии таких канатных дорог в Заполярье в следующих местах:
1. Высота «Сарай». Известно из воспоминаний командира 10-й гвардейской сд Х.Худалова. Архивными данными пока не подтверждено, хотя известно, что сапёры 14-й армии там по осени 1944 года поработали крепко – уничтожали ненавистную оборону противника после захвата. В отчетах об уничтоженных объектах, несмотря на это, канатная дорога не упоминается. Несмотря на это, по сведениям мурманских аборигенов леса, в тех местах имеются железные предметы, которые по своему виду похожи на фрагменты канатной дороги. Эти сведения требуют проверки на местности.
2. Опорный пункт «Обергоф». В ходе поисковых работ обнаружены, а летом 2006 года вывезены фрагменты комплекта № 193 ("Geraet 193") канатной дороги «Seilzuggeraet 120», в том числе подвесная тележка-платформа, приводная лебёдка (рама, состоящая из двух элементов, барабан с тросом, приводная рукоятка), направляющие башмаки троса и направляющие переносные ролики, разборные стойки мачты двух типоразмеров, колья растяжек. В настоящее время это – наиболее полный комплект из сохранившихся в наших местах устройств подобного типа, по которому можно судить об устройстве подобных канатных дорог.
3. Высота 314,9. По сведениям мурманских аборигенов леса, в районе ущелья Divisionsschlucht, имеются железные предметы, которые по своему виду похожи на фрагменты канатной дороги. Эти сведения требуют проверки на местности.
4. Посёлок Никель. От посёлка в сторону зенитного опорного пункта на высоте «Лысая» шла канатная дорога, которая, судя по конструкции уцелевших к лету 2008 года фрагментов (направляющие переносные ролики, несколько разборных стоек мачт, колья растяжек) была полностью аналогична обнаруженной на «Обергофе», т.е. здесь мы тоже имеем дело с устройством под названием «Seilzuggeraet 120». По словам местных жителей, эта конструкция в виде ряда треугольно установленных стоек мачт успешно пережила лихие 1990-е годы, и была растащена охотниками за металлом буквально несколько лет назад. В настоящее время от неё остались только несколько забитых в землю кольев растяжек характерной формы.
5. Хребет Муста-Тунтури. О наличии здесь канатных дорог, связывавших отдельные высоты, пишет в своих трудах «Победа Советской армии в Заполярье» и «Разгром врага в Заполярье» военный историк Н.Румянцев. Однако фотоальбомы обороны противника по перешейку, снятые военными фотографами Северного флота и хранящиеся в музее КСФ, наличие таких объектов не подтверждают. Это весомый аргумент против наличия канатных дорог в тех местах, поскольку задачей этих фотографов было изучить характер обороны противника, выявив самое интересное и полезное в ней. Поэтому снимали всё, вплоть до заборов из колючей проволоки и отдельных огневых ячеек и позиций. Кроме этого, многократные поездки в те места не подтверждают наличие каких-либо предметов, которые можно было бы назвать остатками канатных дорог. Но иногда под именем "Муста-Тунтури" многие историки и участники войны подразумевают практически весь перешеек, и вот здесь нужно искать истоки информации про канатные дороги в этих местах. Всё тайное рано или поздно становится явным.
6. Лагерь «Изар». По сведениям, полученным опросом военнопленного, известно, что с осени 1942 г. в районе парома через р. Титовка, устроенного в месте пересечения дороги от Луостари к лагерю «Изар» и реки Титовка, действовала канатная дорога, переброшенная через реку.
7. Необходимо упомянуть также о канатной дороге, построенной противником в районе горы Кангашвара на Кестеньгском направлении. Хотя это и не Заполярье, но действовавшая в Северной Карелии 7-я горнострелковая дивизия имела в своем распоряжении канатные дороги типа «Seilzuggeraet 150» и «Seilzuggeraet 500», аналогичные по общему принципу устройства известному нам по «Обергофу» изделию типа «Seilzuggeraet 120».
Такие же механизмы могли иметь и 6-я горнострелковая дивизия СС «Норд», также воевавшая в Северной Карелии.
На фото - канатная дорога типа "Seilzuggeraet 120" на Кавказе.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал Dietrich: 30 Май 2010 - 08:07