Перейти к содержимому


ratisbons.com edelweiss-antiques.com 1abutik.ru
Фотография

Военные канатные дороги на Крайнем Севере


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 1114

#21 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 18 Март 2010 - 08:28

Не из этой ли роты сформировали эксплуатационную роту Мурманской канатной дороги (Murman-Seilbahn Betr. Kp. XIX (Geb.) A.K.), которая с конца постройки канатной дороги занялась её эксплуатацией? Эта рота упоминается, например, в статистике захоронений на кладбище в Парккина.


Вы не ошиблись - эксплуатационная команда канатной дороги была сфрмирована из личного состава 412-го батальона, её строившего.

Feldpostnummern ab 1941/42: Das Bataillon wurde als Bau-Bataillon 412 in der Feldpostübersicht eingetragen. Noch 1941/42 wurde der Zusatz Bau bei der Kolonne gestrichen. 1942/43 wurde beim Stab das Betriebskommando der Murman-Seilbahn eingetragen. Am 23. September 1943 wurde das Bataillon in Bau-Pionier-Bataillon 412 umbenannt. Am 4. Mai 1944 verschwand beim Stab das Betriebskommando aus dem Eintrag.

Einheit Feldpostnummer
Stab 44197
1. Kompanie 42315
2. Kompanie 43362
3. Kompanie 44847
4. Kompanie 45754
Betriebs-Kommando der Murman-Seilbahn ab 42/43 44197 S bis Mai/44
Bau-Kolonne
Kolonne 47952

#22 OFFLINE   turist

turist

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 2 325 сообщений
  • 4 тем
    Last Visit 13 Фев 2022 13:49
  • Город:п. Никель


Отправлено 18 Март 2010 - 14:16

В биографии "Bau-Bataillon 412", переименованного в 1943 году в "Bau-Pionier-Bataillon 412", есть упоминание, что здесь была оставлена рабочая рота в 176 человек.
И однако дорогу построили относительно прямой, точнее с полутора десятками участков, которые можно отнести к разряду прямых. Это тоже что-то, да значит и работает на версию канатной дороги, которая для удобства экплуатации должна прижаться к шоссе.


Канатная дорога не обязательно проходила рядом с дорогой. Интересное инженерное решение при постройке канатки применено от Титовки до конечной станции перегрузки на Пьяном ручье. Канатная дорога проходила по тундре,да еще и по озеру! Глубина озера возле стоек-столбов приличная,расстояние между столбами тоже большое.Интересно как ставили и обслуживали этот участок. Зимой по льду еще понятно,а обслуживание летом?

Моих фото нет,был там с удочкой в руках

Изображение

#23 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 18 Март 2010 - 14:43

Разговор, Игорь, и не шёл о параллельных канатных и шоссейных дорогах на фронт 19 корпуса, которые были далеки от этого. Понятное дело, что было бы идеальным вариантом при обслуживании их совмещение. Решение о строительстве дороги от Парккины до Эльвенеса через Тарнет принималось уже с опытом строительства и эксплуатации здешней дороги и не могло не учитывать такой аспект. Посмотри на карту: только в начале и конце участка от границы до Эльвенеса строителям пришлось обходить сопки. Думается, что дело не только в достаточном количестве рабочей силы, но и в необходимости придерживаться такого профиля дороги.

#24 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 18 Март 2010 - 16:59

1942/43 wurde beim Stab das Betriebskommando der Murman-Seilbahn eingetragen. Am 4. Mai 1944 verschwand beim Stab das Betriebskommando aus dem Eintrag.

Einheit Feldpostnummer
Stab 44197

Betriebs-Kommando der Murman-Seilbahn ab 42/43 44197 S bis Mai/44


Интересная информация! Но более верно будет читать так, как написано: "В 1942/43 году к штабному номеру полевой почты была приписана эксплуатационная команда Мурманской канатной дороги. После 4 мая 1944 года эксплуатационная команда была снята с приписки к штабу и исключена из списков".

Следовательно, о переформированиях речь в данном случае идти не может. Интересно, что в этом отрывке подразделение названо командой, поскольку аббревиатура Kp. в названии подразделения Murman-Seilbahn Betr. Kp. XIX (Geb.) A.K.означает Kompanie, т.е. рота.

Сообщение отредактировал Dietrich: 18 Март 2010 - 17:01


#25 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 18 Март 2010 - 17:10

Следовательно, о переформированиях речь в данном случае идти не может. Интересно, что в этом отрывке подразделение названо командой, поскольку аббревиатура Kp. в названии подразделения Murman-Seilbahn Betr. Kp. XIX (Geb.) A.K.означает Kompanie, т.е. рота.

Нужно искать обрывочные сведения об этом. Ведь что-то должно выбраться свет из всевозможных хранилищ. Я ещё просмотрю всё, что связано с заключёнными шталага 322 (а других здесь рядом не было), может в номенклатуре их работ что-то будет указано. Хотя и сомнительно: сапёры сами решали все вопросы, а лагерь обеспечивал только конвой и руки.

#26 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 18 Март 2010 - 18:05

Это недокопированный абзац о 412 строительно-сапёрном батальоне.

Das Bau-Bataillon 412 wurde am 24. Dezember 1941 aufgestellt. Das Bataillon wurde zu 4 Kompanien als Heerestruppe aufgestellt. Der Stab und die 4. Kompanie wurden in Crossen an der Oder, im Wehrkreis III, aufgestellt. Die 1. bis 3. Kompanie wurden dagegen in Schlawe, im Wehrkreis II , aufgestellt. Das Bataillon wurde nach der Aufstellung in Norwegen eingesetzt. Am 19. August 1943 wurde das Bataillon in Bau-Pionier-Bataillon 412 umbenannt. Am 1. Oktober 1943 gab das Bataillon 176 Mann zur Aufstellung einer Betriebs-Kompanie der Murmansk-Seilbahn ab. Zuletzt wurde das Bataillon im Raum Bodц / Mosjoen, in Norwegen, bei der 14. Feld-Division (L) eingesetzt.

Сообщение отредактировал Ivanovich: 18 Март 2010 - 18:33


#27 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 18 Март 2010 - 18:10

Да, пока сведения в основном отрывочные, но из них как из мозаики и получается понемногу картинка. Думаю, раскопаем и эту тему.

Вот страничка из итоговой статистики захоронений корпусного кладбища в Парккина с указанием подразделений. Я давал как-то ссылку на неё. Здесь интересное выделено желтым цветом - захоронены трое рядовых эксплуатационной роты.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Dietrich: 18 Март 2010 - 18:11


#28 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 18 Март 2010 - 18:14

Это недокопированный абзац о 412 строительно-сапёрном батальоне.
Am 1. Oktober 1943 gab das Bataillon 176 Mann zur Aufstellung einer Betriebs-Kompanie der Murmansk-Seilbahn ab.


Прекрасно! "Первого октября 1943 года батальон передал 176 человек, которые стали основой вновь формируемой эксплуатационной роты Мурманской канатной дороги".

#29 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 18 Март 2010 - 18:24

Вот занятный архивный документ, доставленный из-за границы, который многое поясняет. Здесь показаны тыловые подразделения 19-го горнострелкового корпуса по состоянию на первое июня 1944 года.

Как видим, обстановка такова:

- штаб 412-го стройбата дислоцируется в районе примерно где находится лицензионный лов или Титовка-Река, его первая рота вкалывает под Парккина, третья - на Тарнетской дороге, вторая и четвёртая роты - на полпути от "Норда" к отворотке на Титовскую дорогу;

- штаб 405-го стройбата - в районе Южного моста через Титовку (этот мост, как видим, носил имя самого Тербовена!). Первая и вторая роты строят оборону на Западной Лице, четвёртая - на Тарнетской дороге;

- штаб эксплуатационной роты Мурманской канатной дороги находится тоже в районе Старой Титовки.

Вообще на этой схеме масса интересной информации. К примеру, на ней найдёте Шталаг на Швабской дороге.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  Image3.jpg   247,32К   262 скачиваний


#30 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 18 Март 2010 - 18:27

Я не так давно узнал, что здесь использовались строительные батальоны из военнопленных. Просто в их названии присутствовала буква (К) - кригсгефангенен.
Bau-Bataillon (K) 427
Bau-Pionier-Bataillon (K) 427



Feldpostnummern ab 1942/43: Das Bataillon wurde als Bau-Bataillon 427 (K) in der Feldpostьbersicht eingetragen. Am 23. September 1943 wurde das Bataillon in Bau-Pionier-Bataillon 427 (K) umbenannt. Am 8. Juli 1944 wurde durch Umbenennung des Kriegsgefangenen-Arbeits-Bataillon 191 eine 4. Kompanie eingetragen. Am gleichen Tag wurde auch eine Kolonne eingetragen.

Einheit Feldpostnummer
Stab 27683 A
1. Kompanie 27683 B
2. Kompanie 27683 C
3. Kompanie 27683 D
4. Kompanie ab Jul/44 48402
Kolonne ab Jul/44 20219

Das Bau-Bataillon 427 (K) wurde im Winter 1942/43 in Norwegen aufgestellt. Das Bataillon wurde zu 3 Kompanien mit Kriegsgefangenen als Heerestruppe aufgestellt. Als Stamm wurde die 5. Kompanie vom Bau-Bataillon 409 verwendet. Nach der Aufstellung war das Bataillon weiter in Norwegen im Einsatz. Am 19. August 1943 wurde das Bataillon zum Baupionier-Bataillon (K) 427 umgegliedert. 1944 erhielt das Bataillon eine 4. Kompanie aus dem Kriegsgefangenen-Arbeits-Bataillon 191 und eine Kolonne. Zum Kriegsende unterstand das Bataillon der 6. Gebirgs-Division.

Спасибо за информацию. Теперь понятно, что на Швабенвег работали наши пленные. Значит там и базировались.

Сообщение отредактировал Ivanovich: 18 Март 2010 - 18:33


#31 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 18 Март 2010 - 18:50

Вполне вероятно вхождение этой команды в состав строительных батальонов. В любом случае будем потрошить их архивы.

Das Bau-Bataillon 429 (K) wurde im Winter 1942/43 in Norwegen aufgestellt. Das Bataillon wurde zu 3 Kompanien mit Kriegsgefangenen als Heerestruppe aufgestellt. Als Stamm wurde die 5. Kompanie vom Bau-Bataillon 62 verwendet. Nach der Aufstellung war das Bataillon weiter in Norwegen im Einsatz. Das Bataillon erhielt noch im Winter 1942/43 noch eine 4. Kompanie aus der 5. Kompanie vom Bau-Pionier-Bataillon 406. Am 19. August 1943 wurde das Bataillon zum Baupionier-Bataillon 429 (K) umgegliedert. 1944 erhielt das Bataillon eine Kolonne. Zum Kriegsende unterstand das Bataillon der 6. Gebirgs-Division.

#32 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 18 Март 2010 - 19:02

Не думаю, скорее всего это было вполне самостоятельное воинское подразделение.

#33 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 18 Март 2010 - 19:09

Вполне возможно. Ну и третий стройбат до комплекта.

Das Bau-Bataillon 428 (K) wurde im Winter 1942/43 in Norwegen aufgestellt. Das Bataillon wurde zu 3 Kompanien mit Kriegsgefangenen als Heerestruppe aufgestellt. Als Stamm wurde die 5. Kompanie vom Bau-Bataillon 409 verwendet. Nach der Aufstellung war das Bataillon weiter in Norwegen im Einsatz. Am 19. August 1943 wurde das Bataillon zum Baupionier-Bataillon 428 (K) umgegliedert. 1944 erhielt das Bataillon eine 4. Kompanie und eine Kolonne zugeteilt. Zum Kriegsende unterstand das Bataillon der 6. Gebirgs-Division.

#34 OFFLINE   Всеволод

Всеволод

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 207 сообщений
  • 3 тем
    Last Visit 16 Фев 2011 17:32
  • Город:Челябинск

Отправлено 18 Март 2010 - 19:10

Канатная дорога не обязательно проходила рядом с дорогой. Интересное инженерное решение при постройке канатки применено от Титовки до конечной станции перегрузки на Пьяном ручье. Канатная дорога проходила по тундре,да еще и по озеру! Глубина озера возле стоек-столбов приличная,расстояние между столбами тоже большое.Интересно как ставили и обслуживали этот участок. Зимой по льду еще понятно,а обслуживание летом?

Моих фото нет,был там с удочкой в руках

Изображение


Лично я вижу постройку линии по озеру так. На льду строится опалубка нужных размеров, заливается бетоном или бутом и устанавливается конструкция со столбом. Когда это всё застывает, лёд под этой конструкцией подрывается и всё благополучно опускается в воду и торчит только столб. Потом навешивается крепления, тросы...Ну и всё вобщем то.... Это самый простой способ по-моему.

#35 OFFLINE   turist

turist

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 2 325 сообщений
  • 4 тем
    Last Visit 13 Фев 2022 13:49
  • Город:п. Никель


Отправлено 18 Март 2010 - 19:19

Лично я вижу постройку линии по озеру так. На льду строится опалубка нужных размеров, заливается бетоном или бутом и устанавливается конструкция со столбом. Когда это всё застывает, лёд под этой конструкцией подрывается и всё благополучно опускается в воду и торчит только столб. Потом навешивается крепления, тросы...Ну и всё вобщем то.... Это самый простой способ по-моему.


Возможно и так. Жалко нет фото сооружений на озере,а они впечатляют своими размерами,объемом работ.
Если будет не лень летом сходить,обязательно сделаю фото.

#36 OFFLINE   kopee4ka

kopee4ka

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 814 сообщений
  • 11 тем
    Last Visit 11 Фев 2022 07:42

Отправлено 19 Март 2010 - 06:42

Лично я вижу постройку линии по озеру так. На льду строится опалубка нужных размеров, заливается бетоном или бутом и устанавливается конструкция со столбом. Когда это всё застывает, лёд под этой конструкцией подрывается и всё благополучно опускается в воду и торчит только столб. Потом навешивается крепления, тросы...Ну и всё вобщем то.... Это самый простой способ по-моему.

думаю нет. отлитый на четко горизонтальной(лёд) поверхности бетонный куб, опустившись на дно, найдет какую нибудь неровность, из за чего солб встанет невертикально. скорее работы просто велись через прорубь. упирали в дно столб, растягивали его, и через прорубь укрепляли камнями.

#37 OFFLINE   Alexis

Alexis

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 314 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 27 Окт 2021 11:06

Отправлено 19 Март 2010 - 06:56

думаю нет. отлитый на четко горизонтальной(лёд) поверхности бетонный куб, опустившись на дно, найдет какую нибудь неровность, из за чего солб встанет невертикально. скорее работы просто велись через прорубь. упирали в дно столб, растягивали его, и через прорубь укрепляли камнями.

А чтобы камушки не рассыпались - можно перед установкой столба опустить на дно сруб-клетку, которая будет заполнена камнями после установки столба :rolleyes:

#38 OFFLINE   Всеволод

Всеволод

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 207 сообщений
  • 3 тем
    Last Visit 16 Фев 2011 17:32
  • Город:Челябинск

Отправлено 19 Март 2010 - 07:18

На крайняк можно в эту клетку-опалубку и бетон залить. Есть методика такая. Раствор схватывается прямо в воде.

#39 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 22 Март 2010 - 11:17

Спасибо за версии, коллеги, но, думаю, я вас немного разочарую. Поначалу я тоже ломал голову над тем, как линия канатной дороги шла через озеро в этом месте. Даже фото разыскал с помощью друзей в сети, похожее по виду на это место.

Сейчас я думаю, что дело обстояло следующим образом. В описании канатной дороги, сделанной нашими военными инженерами сразу после её захвата сказано, что опоры канатной дороги имеют высоту от 5 до 18 метров, установлены на расстоянии от 30 до 230 метров друг от друга и несут разное количество роликовых подвесов - от двух до восьми. Это связано с местом установки и максимальное количество роликовых подвесов ставилось в местах максимального расстояния между опорами.

Обычная стандартная опора (с двумя роликовыми подвесами) показана в начале этой темы. А вот какую опору с восемью роликовыми подвесами мы обнаружили на северо-восточном побережье этого озера (схематичный вид с торца):

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Dietrich: 22 Март 2010 - 11:25


#40 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 22 Март 2010 - 11:34

К сожалению этот район не заснят Гуглом-Эарт, поэтому воспользуюсь картой. Расстояние между тем местом где находятся остатки станции и местом где стояла эта мегаопора и составляет примерно 230 метров. Таким образом думаю над озером проходил безопорный пролёт канатной дороги.

Фото озера, следовательно - в топку. Как ни печально.

Прикрепленные файлы






ratisbons.com edelweiss-antiques.com 1abutik.ru
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров