Перейти к содержимому


ratisbons.com
Фотография

Военные канатные дороги на Крайнем Севере


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 1058

#1 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 11:08

Предлагаю тему для изучения, сбора информации и обсуждения военных канатных дорог, сооруженных противником в годы ВВ2 на Крайнем Севере. Весь материал, который нам всем вместе удастся здесь «поднять», имеет перспективу в дальнейшем стать продолжением уже изданной книги под названием «Канатная дорога на Мурмане: мифы и реальность».

Для того, чтобы избежать путаницы, тему изначально разбиваю на две параллельные ветки:

- для обсуждения комплектов полевых канатных дорог типа Feldseilbahn #. Эти комплекты использовались в звене армия-корпус-дивизия, могли применяться для снабжения отдельных крупных объектов, цифра в обозначении означает грузоподъемность, протяженность линии – от километра и более;

- для обсуждения комплектов войсковых (объектовых) канатных дорог типа Seilzuggerаеt #. Эти устройства, значительно более простые по конструкции, использовались соответственно в звене полк-батальон-рота, цифра в обозначении также означает грузоподъемность, протяженность линии – от нескольких десятков до нескольких сотен метров.

На фото - полевая канатная дорога типа Feldseilbahn, подходящая к устью реки Западная Лица в районе моста Хенгля. Эта картинка взята из книги Р.Кальтенеггера "Специальные подразделения горнострелковых войск 1939-1945". Подпись под фотографией гласит "Промежуточный лагерь где-то в тундре". Но нас уже не проведёшь - место вполне узнаваемо.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ______.jpg   118,64К   305 скачиваний

Сообщение отредактировал Dietrich: 17 Март 2010 - 18:31


#2 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 11:13

Комплекты полевых канатных дорог типа Feldseilbahn #

Военные канатные дороги, представленные этими комплектами, представляли из себя сооружения, которые были предназначены для организации переброски грузов на значительные расстояния. Вот основные объекты и направления исследования и одновременно проблемные вопросы в этой теме:

1. В апреле – мае 1941 года в районе Лаксэльва (Норвегия) была сооружена линия канатной полевой дороги типа Feldseilbahn 150 протяженностью 1007,4 м. Эта дорога связала причальные сооружения Хамнбукта с опорным пунктом на высоте к югу от портопункта. Особенность дороги – наличие всего двух станций (натяжения, она же станция отправки грузов и приводная, она же станция приемки грузов), 13 опор. Имеются документы организации-строителя (отчёт, схемы станций, профили дороги, числовые данные). Требуется (по возможности) уточнить на местности, что из всего этого сохранилось к настоящему времени.

2. Имеется информация, относящаяся к весне 1941 года, о постройке канатной дороги типа Feldseilbahn 150 длиной 1700 м в районе Киркенеса. Сведения об этом сооружении однозначно должна иметься в местном городском музее.

3. Самым известным сооружением типа Feldseilbahn 150 (или, что наиболее вероятно, Feldseilbahn 250) на Крайнем Севере является линия канатной дороги, сооруженная противником по маршруту Петсамо - Старая Титовка - Западная Лица с ответвлением Старая Титовка - Новая Титовка. Общая протяженность линии к лету 1944 года – 57,8 км.

По этому объекту в настоящее время информации немало, кроме самой главной, относящейся к периоду его сооружения. Здесь еще остаются довольно серьёзные вопросы об участках-дистанциях дороги и сроках их постройки. Кроме этого, требуется уточнение прохождения линии дороги на местности по имеющимся схемам и картам, а также уточнение, какие фрагменты этого сооружения благополучно сохранились до наших дней. Часть из этих фрагментов уже использована для реконструкции участка канатной дороги в районе Старой Титовки, и работа эта будет продолжена в этом сезоне. Информация об этом также будет размещена в данной теме.

4. К лету 1944 года относятся и упоминания о постройке линии канатной дороги Парккина - Тарнет - Киркенес. Судя по замыслу и протяжённости, это тоже должен был быть комплект полевой канатной дороги типа Feldseilbahn 150 или Feldseilbahn 250. Однако это, судя по имеющимся в настоящее время сведениям, была скорее всего незавершенная стройка и в эксплуатацию эта линия не вступила. Имеются документы-разведсведения, полученные в годы ВВ2 опросом военнопленных и перебежчиков, подтверждающие эту стройку. Кроме этого, имеется пока только одно свидетельство очевидца, видевшего эту дорогу своими глазами, правда, разрушенную или недостроенную. Требуется проверить эти сведения путем изучения местности вдоль дороги, идущей от современного военного поселка «19-й километр» (Россия) до бывшего «крупного населённого пункта» Тарнет (Норвегия) на предмет наличия на ней остатков станций и металлических конструкций опор и тросов.

5. Документальных сведений о постройке линии канатной дороги от Колосъйоки-Никеля в сторону Тарнета или Киркенеса, в настоящее время не имеется, хотя такая версия тоже существует. Однако фактами (т.е. остатками сооружений) она пока не подтверждена. Не подтверждают наличие этой дороги и военные инженеры, проводившие по осени 1944 года осмотр рудников, посёлка, сооружений завода в «Никеле» и электростанции на Патсо-йоки, оставившие соответствующие отчеты.

Сообщение отредактировал Dietrich: 17 Март 2010 - 18:49


#3 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 11:35

Поскольку канатная дорога Петсамо - Тарнет - Киркенес - это пока наименее изученная тема начну с неё. Вот свидетельство непосредственного участника событий - офицера службы артснабжения Морозова Д.А., который по своему роду службы не мог оставить подобное сооружение без внимания:

"Помню хорошо 17 и 18 октября 1944 года. Штаб артиллерии дивизии стал у самой границы (небольшой ручеек с мостиком), дальше, правда, лежали такие же камни, н оуже не наши. Противник оказывал сопротивление в основном на дорожном направлении на пос.Тарнет (первый послеок от границы, примерно в 40 км по дороге). Дорога на норвежской территории проходила также по горно-скалистой местности, много разбитой, а иногда исправной боевой техники (мотоциклы, машины, велосипеды, пушки большого калибра прмиерно по 300 мм, боеприпасы в отличной укупорке). Здесь же лежит неисправная подвесная дорожка (толстый 6-7 см медно-металлический трос и много тележек) – подвесная дорожка шла от Киркинеса до Печенги.

Поселок Тарпит открывается большим и широким фиордом: с правой стороны 2 островка с красными крышами домиков. У причала стоит несколько мотрных рыбацких судов. Рыбаки такие как на кртинах и рисунках. Надо сказать, что население Северной Норвегии исключительно хорошо встречало нас. Женщины с цветами, платьях как и у нас, с хлебом-солью, приветливо встречают наших солдат и офицеров. Некоторые заходили в дома, где также встречали исключительное радушие.

В поселке домики добротные, под краску, окна широкие, комнаты светлые, у каждого домика национальный норвежский флажок. Если идет машина легковая или грузовая, обязательно приглашаются в машину подвезти куда надо.

За послеком Тарпит противник оказал незначительное сопротивление, войска шли дальше. Одна часть войск двигалась по направлению с Луостари по дороге на Ахмалахти в Сальмиярви Никель. Другая часть в том числе и 45 сд по дороге Тарнит-Эльвенес-Киркенес. Значительное сопротивление противник оказал на подступах к городу Киркенес и особенно за его овладение. Город Киркенес расположен на берегу залива Бек-Фьеорд, выходящему в Варангер-Фьорд. Вокруг города расположенному в центре ровного плато и особенно со стороны моря ряд гор и скал с наличием большог околичества огневых точек противника. В том числе и артиллерии, которая находилась в неприступных каменных дотах убежищах. От горрода почти ничего не осталось. По берегу залива 4 глиняных 2-этажных дома. Внизу сохранился 1 2-этажный деревянный крашенный дом, впоследствии дом генерал-гшубернатора или вернее коменданта города, пост которого занял заместитель командира 45 сд по строевой части полковник Лукин-Григе.

Сохранились чугунные заборы с фигурным литьем, огораживающие бывшие особняки с полисадниками и садиками с цветами. На дорожных плато и на склонах гор небольшие домики-коттеджи с белыми наличниками окон. Недалеко от города большой металлургический завод. Здесь же недалеко шахты. Небольшая станция с деревянными товарными вагонами. Громадные насыпи каменного угля. Уголь горит, надо городом или над тем, что от него осталось, стоит типичный запах горелого угля. Ночью видно зарево огня. По отличным дорогам движется много норвежского населения. Большинство на велосипедах, но есть и пешеходы, которые выходят из убежищ и стремятся возвратиться к своим очагам. Но увы, они когда-то были, а сейчас остались одни головешки. Снабжение тоже никакого. Вот несколько норвежцев кирками выгребет горелую землю пропитанную также горелым сахаром (здесб когда-то был магазин или склад). Куски темной массы заваривают в кипятке и получают что-то вроде кофе.

Наши войска в Северной Норвегии не встретили особого сопротивления. Движение было в основном по дороге. Поэтому мне отметить что-либо характерное в вопросах снабжения или ремонта нечего.

Помнится только то, что от Тарнета до Киркенеса я шел пешком вместе с войсками".

Ссылка взята из соседней темы:

http://forum.blockha...o...22187&st=80

Полный текст воспоминаний здесь:

http://wwii-soldat.n...orozov_memo.htm

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Dietrich: 17 Март 2010 - 18:50


#4 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 604 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Сегодня, 20:48
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 17 Март 2010 - 13:15

Вероятно, Дмтрий Владимирович, растяжка по трассе тросовой части канатной дороги и расброс по той же трассе тележек был действительно у немцев сделан. Оставалось малое - подвеска на опоры. Такое придумать сложно. Тем более человеку, далёкому от Петсамо, где канатная дорога, благодоря Вам, на слуху. А вот в деталях ветерану отказывает память и это понятно: годы. Боя за Киркенес не было. С канатом неимоверной толщины (7-8 см) - понятное дело - опечатка. Но фривольное обращение с калибрами пушек, мимо которых проходил офицер-артиллерист, непонятно. Зря он вспомнил 17-18 октября. 45 стрелковая дивизия проходила мимо Тарнета 23-24 октября и дважды угодила под артобстрел. Тоже память виновата.
Я ранее сомневался в способности прагматичных немцев строить канатную дорогу после получения летом Директивы с операциями "Бирке" и "Нордлихт". Зачем? Ведь всё равно уходить. И только когда вчитался в подробности проблем с вывозом материалов тылового обеспечения из Рованиеми, когда железная дорога "встала", и неимоверное количество боеприпасов, продовольствия и вещевого обеспечения пришлось уничтожить, дошло до меня, что при отступлении (выходе из Петсамо) эта дорога до Эльвенеса (Киркенеса) позволила бы вытащить если не всё до последнего гвоздя, то многое.

#5 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 16:18

Я тоже думаю, что спешная постройка этой дороги, что отмечают материалы разведки, связана именно с вопросами эвакуации всего того добра, которое навезли в район Петсамо за все предшествующие годы. Еще, думаю, это свидетельствует о том, что фрицы расчитывали просидеть в наших местах как минимум до зимы 1944/1945 годов, потому как именно зимой вопросы проблем вывоза могли возникнуть со своей регулярной зимней остротой.

#6 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 604 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Сегодня, 20:48
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 17 Март 2010 - 16:35

Согласен. Тем более, что их Ставка серъёзно рассматривала возможность зимовки 19 корпуса в Петсамо при срывах в сроках реализации плана "Бирке".

#7 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 575 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Сегодня, 16:48
  • Город:Кола


Отправлено 17 Март 2010 - 16:50

из воспоминаний Батманова Льва Николаевича, старшины 2 статьи Северного флота.

Впервые я услышал и увидел немецкую подвесную канатную дорогу в Заполярье в конце мая - начале июня 1945 года. Мы с красноармейцем Шурховецким добирались из поселкам Мишуково в Линахамари попутным транспортом. Когда подъехали с контрольному посту уже за бывшей линией фронта, нас предупредили-с дороги не сворачивать, далеко не отходить - ведется разминирование местности.
Когда проехали еще километров 20, то обратили внимание на деревянные столбы, уходящие в сопки с какими-то сооружениями поверху столбов. Это и была немецкая подвесная канатная дорога, при помощи которой немцы круглосуточно доставляли своим подразделениям боеприпасы и другое военное снаряжение. Обращало внимание, что канатка шла между сопок, почти на одном уровне, в некоторых местах висели вагонетки, тележки, в других оборванные канаты, вокруг столбов было наложено много камней:создавалось впечатление, что эти камни и держат столбы-опоры, но деревянные столбы были поставлены в ямы на бетоне, а камни, как говорил наш сопровождающий, - чтобы скрыть заминированные подходы.
Прошло много времени, я жил и работал в Пятигорске. В начале 80х к нам пришел на работу бывший военный строитель подполковник Шевяков Алексей Егорович, 1924 г.р., служил в Советской армии с 1942 по 1972 гг. В 50х годах часть в которой он служил передислоцировалась из Ашхабада в Заполярье, обустраивались на юге Мотовского залива. В беседах он часто говорили о жизни в Заполярье и вспоминал в т.ч . немецкую подвесную канатную дорогу. Военные строители испытывали большие затруднения при доставке гравия ,песка и др.материалов на бетонные заводы. Подумали про канатную дорогу. Но ни каких документом или проекта не нашли, ездили в те места, даже нашли приводные и приемные станции, а дальше дело не пошло.
Еще был один очевидец. Бондарь Иван Федорович, проходил службу в СА с 1944 по 1951 года, в 719 саперном полку Карельского фронта, проводил
разминирование от полуострова Средний до Западной Лицы.

#8 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 17:08

Интересные сведения! Характерно резюме - нужда в канатке была, но почесав затылки, продолжили возить тачкой... То, что было у фрицев реальностью в годы войны, было не по силам нашим инженерам даже в мирное время. Печально, однако.

#9 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 17:11

Вот то, что можно найти в районе Тарнетской дороги - металлические детали опор канатной дороги. На фото одинарная и двойная металлические конструкции. Фото сделаны в районе п. Спутник и в районе р. Малая Титовка.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ___.JPG   79,68К   156 скачиваний
  • Прикрепленный файл  DSCN2965.JPG   164,31К   148 скачиваний


#10 OFFLINE   turist

turist

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 2 295 сообщений
  • 4 тем
    Last Visit 18 Сен 2019 22:54
  • Город:п. Никель


Отправлено 17 Март 2010 - 17:21

крепились столбы на тросовых растяжках,клинья с тросом забиты в трещины камней,всё гораздо проще,чем в воспоминаниях ветеранов

крепление
Изображение

сами столбы

Изображение
Изображение

#11 OFFLINE   turist

turist

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 2 295 сообщений
  • 4 тем
    Last Visit 18 Сен 2019 22:54
  • Город:п. Никель


Отправлено 17 Март 2010 - 17:36

корыто для перевозки грузов на канатной дороге

Изображение

Изображение

Изображение

Сообщение отредактировал turist: 17 Март 2010 - 17:37


#12 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 18:21

Вот и первые находки! Игорь, забей место, где он лежит. Нам такой потребуется для реконструкции.

Загадка в том, что этот ковш не такой, какой мы нашли в районе Старой Титовки. Наш ковш КРУПНЕЕ, чем рамы, однозначно предназначенные для крепления именно ковшей. Т.е. наш ковш не влез в эту раму по размеру. Вот он на фото. Заметно, что он побольше, а главное, вилка фиксации у него находится в другом месте - на твоем она почти по центру, а на нашем - сдвинута в сторону торцевой стенки. Явно видны и другие отличия - наш ковш клёпаный, а твой - сварной.

Полагаю, это объясняется следующим. Наш ковш, найденный ранее - от комплекта Feldseilbahn 250 , а твой - от комплекта Feldseilbahn 150. Разница в грузоподъемности и объясняет разницу в размерах, а мы ошибочно пытались примерить раму от малого ковша к ковшу большому.

Вероятно, дорога позволяла использовать ковши обоих размеров. Следовательно, раму для большого ковша ещё предстоит найти. :D

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Dietrich: 17 Март 2010 - 18:24


#13 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 18:27

Еще одно фото ковша, на этот раз на фоне отреставрированных подвесных тележек. Это и есть два типа подвесных конструкций для этой дороги. Заметно, что ковш значительно крупнее показанного Игорем.

Дырки сбоку ковша - следы оторванной рукоятки, служившей для переворачивания ковша.

Прикрепленные файлы



#14 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 18:40

Продолжим тему ветки канатной дороги Парккина - Тарнет - Киркенес. Выдержка из "Разведывательно-инженерного донесения № 24/инж.на 25.8.44 г.", направленного 30 августа 1944 г. из штаба инжвойск Карельского фронта начальнику штаба инженерных войск Красной Армии:

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ______.jpg   124,19К   200 скачиваний

Сообщение отредактировал Dietrich: 17 Март 2010 - 18:41


#15 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 18:43

Вывод из того же документа по Мурманскому направлению.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ______.jpg   56,79К   164 скачиваний


#16 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 604 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Сегодня, 20:48
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 17 Март 2010 - 18:54

Вывод куда как странный: а что собственно должен говорить сам факт строительства канатной дороги? Кто поспорит, что что она нужна при обороне, при отходе, и хорошо было бы её иметь при наступлении. Немцы грамотно решали в данном случае транспортные проблемы без причинно-следственных связей. Их бы и нам иметь поболее, тогда таких устройств.

#17 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 18:57

Еще один протокол допроса "бывших" - бывших военнослужащих Красной Армии и по совместительству бывших военнопленных. Как не странно, про эту важную стройку рассказывали в основном они. Это и понятно - строили её тоже они. Однако у меня такое чувство, что после работы у них был "свободный выход в город" - типа как у курсантов старших курсов в военных училищах. Вот они и шли, но только не в город, а в сторону фронта, где и переходили на нашу сторону без особых, похоже, помех - обратите внимание на слова "вышедших из плена". :D

В этом документе я открыл для себя то, что в районе Парккина была целая "сеть" канатных дорог у тыловых складов, сходившихся к центральной станции отправки. Естественно, что эта информация, говоря языком наших инженеров-разведчиков, требует подтверждения.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Dietrich: 30 Март 2010 - 18:52


#18 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 17 Март 2010 - 19:07

И ещё один документ - это уже после окончания ПКО. Выдержка из "Инженерного разведывательного донесения № 30/инж на 25.10.44 г.". Отправитель и адресат - прежние.

Здесь приводится уже обработанный материал по изученной к тому времени линии канатной дороги Петсамо - Западная Лица - Титовка.

То, что в отношении линии Петсамо - Киркенес написано "имел намерение продлить" свидетельствует, по моему мнению о том, что вывод о недостроенности этой линии является правильным выводом. В настоящее время это пока весь документальный материал по направлению Петсамо - Киркенес.

Прикрепленные файлы



#19 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 604 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Сегодня, 20:48
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 17 Март 2010 - 20:31

В биографии "Bau-Bataillon 412", переименованного в 1943 году в "Bau-Pionier-Bataillon 412", есть упоминание, что здесь была оставлена рабочая рота в 176 человек. При ведении работ непосредственно в полосе фронта, естественно, что военнопленные там не использовались. (Хотя историю казни пленного на "Параварской" дороге я не раскрыл. Возможно, что он там работал, а возможно, что был задержан по пути к линии фронта.)
При таком раскладе сил массового использования труда пленных базового лагеря в Эльвенесе было не избежать. Уход пленных на восток, подсвечиваемый ночными огнями фронта, в сентябре, когда ещё тепло, по брусничнику, не казался парням фантастичным. И ещё. Путь от Печенги до Ельвенеса через Тарнет ещё большая неудобица, чем все дороги Петсамо. И однако дорогу построили относительно прямой, точнее с полутора десятками участков, которые можно отнести к разряду прямых. Это тоже что-то, да значит и работает на версию канатной дороги, которая для удобства экплуатации должна прижаться к шоссе.

#20 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 472 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 19 Сен 2019 18:51


Отправлено 18 Март 2010 - 04:33

В биографии "Bau-Bataillon 412", переименованного в 1943 году в "Bau-Pionier-Bataillon 412", есть упоминание, что здесь была оставлена рабочая рота в 176 человек. И однако дорогу построили относительно прямой, точнее с полутора десятками участков, которые можно отнести к разряду прямых. Это тоже что-то, да значит и работает на версию канатной дороги, которая для удобства экплуатации должна прижаться к шоссе.


Не из этой ли роты сформировали эксплуатационную роту Мурманской канатной дороги (Murman-Seilbahn Betr. Kp. XIX (Geb.) A.K.), которая с конца постройки канатной дороги занялась её эксплуатацией? Эта рота упоминается, например, в статистике захоронений на кладбище в Парккина.

В отношении дороги на Тарнет, думаю, Вы правы. Именно это вселяет надежду в то, что остатки этой канатной дороги удастся отыскать.




ratisbons.com
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров