Газета "Печенга" 23.02.2013 | Выпуск № 2496Г. Быстрова.
ТАМ ВЫЖИТЬ ОЗНАЧАЛО ПОБЕДИТЬ.
" Об истории поиска. 5 сентября 2003 года сбитый в воздушном бою самолёт Пе-2, заводской номер №6/95, бортовой номер 34 из 29-го ближнего бомбардировочного авиаполка, входящего в Особую морскую авиационную группу Резерва Верховного Главнокомандования ВВС ВМФ, найден и исследован поисковиками из отряда «Петсамо» А. Бидненко, Ю. Бидненко и А. Ничипоруком, работниками ОАО «Кольская ГМК», в районе озера Санта-ярви.
Запросы об экипаже через администрацию муниципального образования г. Заполярный были сделаны в Центральный Военно-Морской архив в Гатчину. Удалось установить имена и фамилии лётчиков, а также обстоятельства последнего боя бомбардировщика «Пе-2».
Обстоятельства боя
11 сентября 1942 года штабом ОМАГ ВВС ВМФ была поставлена задача перед экипажами 29 авиаполка ВВС ВМФ по нанесению бомбоудара по материальной части и живой силе противника на аэродроме в Луостари. В операции участвовали экипажи 1-ой и 2-ой эскадрилий полка на самолётах «Пе-2».
По документам установлено, что 11 сентября 1942 года между 19-20 часами над аэродромом Луостари наши бомбардировщики были атакованы истребителями противника. Экипаж самолёта Пе-2 2-ой эскадрильи был сбит огнём зенитной батареи. Горящий самолёт после сброса бомб по цели отвернул курсом на 180 градусов и с резким снижением ушёл в облачность. Больше группа самолёт младшего лейтенанта Ивлиева не наблюдала. Все члены экипажа погибли. (Из справки ЦМВА.)
В огне навек сплавились металл и человек
На месте падения и взрыва самолёта поисковиками были найдены фрагменты обшивки самолёта с вплавившимися в них парашютными стропами, карабинами, тканью бушлатов и костями лётчиков.
Два члена экипажа: краснофлотец Анатолий Васильевич Филоненко, воздушный стрелок-радист 1915 года рождения, и старшина Томас Васильевич Серебряков, штурман, 1920 года рождения, погибли во время воздушного боя. 19 октября 2005 года их останки похоронены в г. Заполярный на Аллее Славы (улица Ленина). Две фамилии из экипажа — Ивлиева и Серебрякова — в перечне погибших в Долине Славы. Но…
Как удалось узнать поисковикам, командир экипажа – пилот, младший лейтенант Георгий Васильевич Ивлиев, 1920 года рождения, будучи раненым, выбросился с парашютом из горящего самолёта и был взят в плен горными егерями. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Так мы писали об Ивлиеве в первых публикациях в 2005 году.
Новые сведения
За прошедшее с той поры время стали доступными архивные данные Германии. Сведения о воздушном бое в заполярных сопках подтверждены записью в персональной карточке советского военнопленного лётчика Ивлева в графе «время и место пленения»: «11-9-42 Petsamo». Ниже наклеена фотография двадцатидвухлетнего Георгия, которую мы сегодня публикуем впервые. И далее персональные данные:
-Русский, лейтенант из 29 авиаполка, Ивлев. Правда, фамилия несколько изменена, по немецким документам он теперь Ивлев (писал, как слышалось, или изменил сознательно?) Георгий. Имя отца – Василий, матери – Надежда.
Год рождения у него теперь 14-11-21 (вместо 1920 по советским документам), место рождения – Сталинград (по советским документам – г. Пугачёв, Саратовская область). Гражданская специальность – токарь по металлу.
Первая запись в персональной учётной карточке сделана 13 октября 1942 года по прибытии в пересыльный лагерь в Litzmannstadt (так немцы тогда называли г. Лодзь).
Карточка пересечена по диагонали толстой красной чертой, вверху, у начала счёта граф, поставлены штампом прописные буквы: красная О, ниже тёмно-синяя R. На стандартном бланке на немецком языке указаны не только персональные данные, но и тип лагеря, номер лагеря и его «географическое» название. А также номер, который наносился на опознавательный жетон узника — 1129.
Особые приметы
Перечислены «особые приметы»: рост 172 см, волосы темно-русые, серо-голубые глаза, овальное лицо, толстый широкий нос, маленький рот, на затылке два маленьких шрама, на висках большие залысины, крепкого телосложения.
Нам повезло, что сохранились не только персональные данные, отпечаток указательного пальца правой руки, описание особых примет, но и фотография Ивлиева. Обычно лагерные «фотопортреты» немцы сопровождали небольшой табличкой, где писали фамилию пленника, номер опознавательного жетона, тип и номер лагеря.
На фотографии Ивлева – надпись «Kgf. Lg. 2 d. Lw. 1129 Iwlew G». В немецких документах сокращение Kgf. = Kriegsgefangene(n) обозначало «военнопленный; ...для военнопленных». Эту табличку военнопленные при съёмке обычно держали своей рукой.
Вы сами, наши читатели, вглядевшись в лицо лётчика Георгия Ивлиева, из далёкого 42 года смотрящего на нас, можете уловить то, что осталось, как говорится, за скобками: отстранённость, печаль, вдумчивая затаённость и собранность… Без всякого сомнения, есть особая примета — это не сломленный обстоятельствами человек.
Петля судьбы
Да, он похож на человека, попавшего в петлю судьбы, но (и это не надо сбрасывать со счетов) он пилот, умеющий выводить самолёт из пике или бросать его в мёртвую петлю, следовательно, владеющий умением выбираться из очень сложных ситуаций, что подтверждается записями на обратной стороне листка.
К сожалению, мы не можем выложить фото – нечёткие записи будут «слепыми» на газетной полосе. Но увеличив формат, нам всё-таки удалось в них разобраться с помощью Т.А. Сысоевой, учителя немецкого языка.
Вверху слева ещё раз указан номер его опознавательного жетона 1129. Сделана запись, что Ивлев с июля 1942 был в комсомоле (по данным из нашего архива – он кандидат в члены ВКП(б). Ниже есть графа о наказаниях, их причине. У Ивлева 25.9.43 сделана запись о строгом аресте на 21 сутки из-за побега и кражи.
В графе о рабочих командах указаны сроки и перемещения из лагеря в лагерь.
После Litzmannstadt он попадает в концлагеря, расположенные в земле Нижняя Саксония в Германии. Там рядом с хорошо известным миру университетским городом Геттинген был такой треугольник из концентрационных лагерей, где Ивлев «путешествовал» и где должен был, по замыслу фашистов, как выбившаяся из сил, исчерпавшая ресурс рабочая скотина, исчезнуть во рвах или печах:
АК 3478 Qkverum-Braungshweig, прибыл 17.12.42, бежал 25.6.43, был пойман 6.7.43, 18.9.43 помещён в st XI B III (или VI, неясно) BAT, 31.9.43 перемещён в лагерь Oerbke, 1.10.43 арест-Bergen, после 21-однодневной отсидки 22.10.43 возвращён в Sta lag XI B, затем отправлен для работ в arb kus soo III uslag (Nortxiem), 26.7.44 - сбежал, 23.11.44 – исключён из списков, так как свыше трёх месяцев в побеге.
Остаётся добавить, что в списке сокращений в немецких документах Sta, st – Шталаг - Stalag Luft: лагерь для военнопленных из ВВС, Stalag: лагерь для военнопленных рядового и сержантского состава, U-Lag = Lager fur Unverlassige, лагерь для неблагонадёжных. Римские цифры давались лагерям, расположенным на территории рейха, и соответствовали номеру военного округа, на территории которого они были размещены.
Там выжить означало победить. Ивлиев Георгий Васильевич не просто выжил: совершив два побега, победил дважды – избавился от пленения.
Настало время
сообщить о добытых сведениях родственникам лётчика, говорит Ю. Бидненко: «Мы в раздумье были до сих пор. Ясно, что Ивлиев – человек большого мужества, о чём свидетельствуют два побега из плена. Судьба его – до сих пор загадка. Захоронения нет. О том, что пришлось пережить двадцатидвухлетнему молодому лётчику в немецком плену и тылу, мы можем только представлять по сохранившимся кинодокументам и фотографиям лагерей, сделанных американцами, воевавшими на земле Нижней Саксонии. Даже поверхностный просмотр – зрелище не для слабонервных, это настоящее испытание».
Поисковиков интересует, сумел ли Ивлиев выбраться из Германии? Нижняя Саксония – север страны, рядом Атлантика. А может быть, он добрался до своих? В этом случае должен был бы пройти проверки, отметки о которых должны остаться в личном деле. «А их нет, – продолжает Ю. Бидненко. – Как сложилась судьба Георгия Васильевича, неизвестно, а узнать хотелось бы».
Мать и сестра Георгия Ивлиева - Надежда Нестеровна и Александра Васильевна - в 1941 году проживали в г. Астрахань. Он сам родом из г. Пугачёв Саратовской области. С декабря 1938 года по апрель 1940 Георгий Васильевич Ивлиев – курсант Сталинградского военного авиационного училища. По его окончании с апреля 1940 года – пилот в частях ВВС Красной Армии и ВМФ. С 24 августа 1942 года – пилот 2-ой авиа-эскадрильи 29 полка в Заполярье. 11 сентября 1942 года был его 20-ый боевой вылет.
Не найдены и родственники Томаса Серебрякова, так как до сих пор не удаётся установить связь с Тбилиси, где проживала сестра воздушного штурмана Наталья Васильевна Серебрякова по адресу: ГССР, г. Тбилиси, ул. Квали, 17-5.
Точка поставлена только в истории поиска родных краснофлотца Филоненко (материал И. Саевой в газете «Печенга» от 9 мая 2008 года "Мама была уверена, что отец найдётся"
http://www.pechenga-...=article&id=417).
И всё-таки, почему?
Почему же бомбили авиабазу в Луостари 11 сентября 1942 года? Для того чтобы ответить на этот вопрос, пришлось сопоставить даты и события.
Необходимо упомянуть, что финны в самом начале войны сразу предоставили все аэродромы Петсамо немцам: Луостари, Сальмиярви, Алакуртти. Самолёты Люфтваффе также базировались в северной Норвегии на аэродромах Хебуктен (Киркенес), Банак, Ваернес и Бардуфос, в Тромсё. Сюда на Север были стянуты мощные силы. И 1942 год – год полного превосходства немецких лётчиков в небе Заполярья.
Всё лето 1942 они систематически бомбили и практически уничтожили город Мурманск. 6 сентября немцы снова атаковали рыбный порт, сбросив на него 45 фугасных бомб всех калибров. 8 сентября две эскадрильи JG5 блокировали аэродромы Мурмаши и Арктика.
Мурманск вбивали в пыль, чтобы он не мог принимать союзные конвои. Это был момент решающих сражений на Восточном фронте, где дивизии Вермахта победоносно наступали на Кавказ и штурмовали город Сталина на Волге, который, как и Мурманск, превратили в руины. Немцам стратегически важно было уничтожать сами конвои (пример – разгром конвоя PQ-17 летом 1942) и не давать возможности опомниться СССР, который именно в это время был вынужден и восстанавливать свою эвакуированную промышленность, и одному воевать по всей огромной линии фронта.
Наши союзники 2 сентября 1942 г. отправили в Мурманск огромный конвой PQ-18 из 40 судов. В это же время были готовы выйти из Архангельска уцелевшие суда из разгромленного конвоя PQ-17. Естественно, что немцы подтянули все силы Люфтваффе для очередной большой охоты, тем более что в составе каравана шли военные корабли и авианосец.
Вот поэтому противники ожесточённо обменивались упреждающими ударами по аэродромам, стремясь нанести вред материальной части и живой силе.
Бой над Луостари в вечерних сумерках 11 сентября 1942 года для экипажа Пе-2 стал последним. Но это был их вклад в Победу.
А противник, в конечном счёте, захлебнулся в атаке.
Нельзя нам забывать ни плохого, ни хорошего. Они, наши отцы и деды, а для народившихся молодых – уже прадеды, сражались за нас. И время от времени их судьбы, как судьба Георгия Ивлиева, пронзив толщу времени ослепительным светом, высвечивают факты, которые, наряду с уже известными, раскрывают обыкновенную правду: за счастье и жизнь человека и страны испокон веку нам приходится воевать, не жалея живота своего. Иначе и человек, и страна становятся добычей врага немилосердного.
Дальнейшая судьба пилота Г.В. Ивлиева пока не открыта. Поисковики отряда «Петсамо» уверены, что они продолжат работу, в которую, кстати, бескорыстно включается множество добровольцев, которые помогают связывать концы с концами в разорванной войной сети времени."