Сообщение отредактировал Tor: 29 Март 2011 - 07:37

Боевая АВИАЦИЯ за Полярным Кругом
#662
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 07:35

На втором фото-сбитый Сорокиным Мессершмитт Bf.110,во дворе ДК им.Кирова,Мурманск.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал Tor: 29 Март 2011 - 07:46
- marias это нравится
#663
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 07:54
Одна из двух его несомненных побед. Вторая - над Фв-189 в 1944 (возможно, групповая). Еще 2 или 3 вероятные, остальные 6-7 не подтверждаются.На втором фото-сбитый Сорокиным Мессершмитт Bf.110,во дворе ДК им.Кирова,Мурманск.
#664
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 08:38

Сводка за 25 октября 1941 г. Мурманск
25 октября 1941
Дневная температура мин. сред. макс. кол-во осадков в мм
-0.7 2.7 5.8 0
Всё остальное - доступно здесь : Метео история

#665
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 13:39
В особом отделе и политотделе дали делу ход.
И когда Захар Сорокин очнулся, то его друг Сгибнев сказал ему что-то типа: "Захар, либо ты просишься летать без ног, либо попадаешь в лагерь...".
Вот так." А тут http://www.iremember...tranitsa-5.html воспоминания штабиста Гусева касаемо З.Сорокина. Пойми теперь, где она, правда.
#666
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 14:32
#667
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 15:58
..."Лётчик он был "от бога". На всесоюзных соревнованиях по пилотАжу, воздушным стрельбам - призовые места. Общителен, дружелюбен. Никаких замечаний по службе. Естественно, хорошее продвижение по службе. К началу боевых действий во время войны - командир эскадрильи. Первый боевой вылет... и неудача. Не убрались шасси, и эскадрилья ушла на задание без командира. Второй вылет - вторая неудача: не закрывается фонарь кабины. Третий вылет- опять возвращение.
Тогда я подъехал к его самолёту, отвёл его за хвост и... расстрелял." Взято отсюда http://forum1.evvaul...hp?topic=65.105
#669
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 19:25
Тут недавно попросили заняться судьбой Захара Сорокина, который гораздо раньше Мересьева потерял ноги и тоже летал с протезами (только у него ступни отняли, а не голени). Первое же знакомство с историей вогнало в ступор: эпическая история про битву с догом и двумя фашистами годится для каких-то джидайских сказаний (напр. см. тут http://www.peoples.r.../zahar_sorokin/)
Случайно никто не в курсе, как дело было на самом деле? На одном из сайтов Булах намекал, что Сорокин взлетел без спросу на чужой машине и за то, что он ее разбил, ему грозил чуть ли не суд. Кроме того вопрос: в ваших краях 25 октября на озерах действительно уже такой лед, что выдержит садящийся МИГ?
В отношении случая с Захаром Сорокиным, имевшим место быть в период с 25 по 29 октября 1941 года. Обратимся к архивным документам ЦВМА. Первые пятнадцать дней октября 1941 года были относительно теплыми и температура держалась выше ноля, а ночами слегка примораживало. Где-то с 15-го октября температура упала недалеко ниже ноля, и был относительно сильный ветер, и поэтому до 25 числа никакого толстого льда, способного выдержать самолет, на озерах не появилось. Днем 25 октября температура поднялась выше ноля и без осадков. В 10:52 с аэродрома поднимается пара МиГов, имея задачу патрулирования в районе Кольский залив – остров Кильдин. Поставленную задачу Сорокин и Соколов выполнили. Барражировали на высоте 6000 метров. Облачность в том районе была 600-1000 метров. Видимость порядка 10 км. В районе Кильдина ведомый Соколов потерял из виду ведущего. Соколов вернулся один и произвел посадку на свой аэродром в 11:54. Лейтенант Сорокин по неизвестной причине на аэродром не вернулся. Никакого противодействия со стороны противника в районе патрулирования Сорокина и Соколова не было. На поиски Сорокина после 15:00 вылетели пять «Чаек», но одна из них через несколько минут из-за неисправности вернулась. Искали больше часа, не поднимаясь выше 1000 метров. Задания выполнили. Во время этого вылета никакого противодействия со стороны противника не было. В документах о том, что вылет на поиск Сорокина дал положительные результаты ничего нет. Исходя из записей в журнале вылетов 72 САП больше с воздуха Сорокина не искали. Кто и как обнаружил Захара Сорокина пока в документах архива найти не удалось. Запись об обнаружении летчика появилась 29 октября: обнаружен в р-не Тюва-губа, имеет ранение головы и обморожение ног, доставлен в госпиталь. О месте посадки Сорокин доложил, что он «сел на озеро в р-не южнее острова Малый Олений». Также есть и запись, что «высланная поисковая партия самолет не нашла». В документах 72 САП самолет с 1 ноября до 1 марта 1942 года значится как «не вернувшийся с боевого задания». Видно были какие-то надежды самолет обнаружить и эвакуировать с места вынужденной посадки, но в конце марта 1942 года МиГ-3 № 3514 был списан. Как произвел вынужденную посадку Захар Сорокин вряд ли удастся узнать пока не найдем самолет, но то, что он оказался в тундре, где нет никакой растительности и двигался он в сторону запада от самолета, преодолевая вброд реки и ручьи - это несомненно, т.к. нашли его в районе Тюва-губы. Теперь о том, в какие условия Сорокин попал отойдя от самолета. В ночь на 26 октября задул юго-западный ветер и температура опустилась ниже 8 градусов. Днем 26 октября ветер усилился и температура понизилась в том районе примерно до 10-12 градусов. В ночь на 27 октября пошел слабый снег, ветер дул со скоростью 10м/с, а под утро температура опустилась ниже 20 градусов и держалась такая в течении суток. Днем 28 октября столбик термометра поднялся до 8-10 градусов, но ветер усилился в порывах свыше 14 м/с со снежными зарядами. К вечеру ветер немного стих, но столбик термометра упал до -20-22°С. Утром 29 октября температура в районе северо-западнее Мурманска была -12 градусов, ветер слабый неустойчивый, местами шел снег. Как двигался Сорокин к Ваенге знал только он сам. Обогреться и обсушиться в том районе при таких суровых погодных условиях практически невозможно. К тому же он двигался с ранением головы (возможно во время посадки на самолете). В результате – обморожение ног. За четыре дня Захар преодолел расстояние как минимум в 70-80 км. Местность в районе, по которому двигался Сорокин скальная и сильно изрезанная долинами речек и ручьев. Накануне этого злополучного вылета Захара Сорокина назначили заместителем командира эскадрильи. Где и при каких обстоятельствах родились легенды про «Мессеров» в воздухе и на льду озера, перестрелки с немецкими летчиками, злой овчарки и другие приключения Захара в архивных данных не написано. Не менее интересные «сказки», не имеющие никакого подтверждения, рассказывают и Гусев, и Голодников в своих интервью. Откуда взял Александр Булах информацию о Сорокина тоже не известно. Воздушный бой с «Мессершмиттами Bf110» 25 октября 1942 года вели девять Харрикейнов из 78 ИАП ВВС Северного флота. Бой происходил над линией фронта в районе реки Западная Лица. Стороны потерь не имели. Но это было уже тогда, когда группа из четырех «Чаек» искала самолет Сорокина.
#670
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 20:07
Но это никак не октябрьи р-ны вообще другие!К тому же,даже если бы и на момент падения Сорокина стоял мороз пусть и минус 40,никакого крепкого льда на озере образоваться не могло в принципе,за такой период времени.
Сообщение отредактировал Tor: 29 Март 2011 - 20:27
#671
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 20:17
#672
OFFLINE
Отправлено 29 Март 2011 - 20:23
#673
OFFLINE
Отправлено 30 Март 2011 - 06:23


#674
OFFLINE
Отправлено 30 Март 2011 - 07:54
А это чьи изыскания, если не секрет?
Погода правда с Метео историей не стыкуется малость.
#675
OFFLINE
Отправлено 30 Март 2011 - 08:01
Ну, говоря строго, в октябре была потеря (12-го), но это на аэродроме Киркенес шасси схлопнулись у LN + IR, №3026. Сути дела это конечно не меняет.Ближайшие по времени потерянные немцами 110-е:15/09/1941-го,р-н З-Лицы( 1-й отряд 77-й истребительной эскадры,S/N №2215),сбит Сафоновым и 15/12/1941-го(р-н а-ма Рованиеми,авария).Больше ничего не нашел по этому временному отрезку.
Но это никак не октябрьи р-ны вообще другие!К тому же,даже если бы и на момент падения Сорокина стоял мороз пусть и минус 40,никакого крепкого льда на озере образоваться не могло в принципе,за такой период времени.
#677
OFFLINE
Отправлено 30 Март 2011 - 09:02
muarg спасибо!
А это чьи изыскания, если не секрет?
Погода правда с Метео историей не стыкуется малость.
Изыскания в чем? Весь материал взят из документов архива ЦВМА. Погода взята из оперсводок - там все подробно по району с интервалом в 12 часов.
#678
OFFLINE
Отправлено 30 Март 2011 - 09:11
А самолётик - то похоже где то в озере лежит.....
Самолет на 99% в озере до сих пор лежит. И озеро неглубокое или на мелководье. Во всяком случае, в 1942 году другие летчики, пролетавшие в этом районе летом видели в небольшом озере истребитель со звездами на крыльях. По потерям с начала войны до появления этой информации в том районе был потерян только самолет Сорокина.
#679
OFFLINE
Отправлено 30 Март 2011 - 09:44
По поводу преодоленного расстояния 70-80 км - не получается никак,ну только если кругами ходить,если упал действительно южнее Оленьего.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал Tor: 30 Март 2011 - 10:00
#680
OFFLINE
Отправлено 30 Март 2011 - 11:07