Перейти к содержимому


ratisbons.com
Фотография

Боевая АВИАЦИЯ за Полярным Кругом


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3694

#3681 OFFLINE   ValAngler

ValAngler

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 308 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit Вчера, 20:53
  • Город:Санкт-Петербург, Мурманск

Отправлено 14 Июль 2020 - 23:02

 

 На Ил-2 чётко виден бортовой "10", вероятно красного цвета. Ещё бы дату выяснить....

30-го завода машина? Вроде первые цифры 3050, далее обтекатель замят.

 

 

Вот загадка-то. По форме номера я бы сказал, что это 214 ШАП, других похожих (из известных, конечно) не знаю. Но у 214-го зимой и весной 1944-го потерь на Севере не было. 

Может быть, это 828 ШАП, но тогда это Карелия, район Кестеньги. Почему 828-й - потому что имхо неизвестно пока, как выглядели его бортовые номера.  



#3682 OFFLINE   dad67

dad67

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 130 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 17 Сен 2020 10:46
  • Город:Мурманск/Санкт-Петербург

Отправлено 15 Июль 2020 - 14:46

2 апреля 1944 года при штурмовке аэродрома Тунгозеро потеряны 4 штурмовика 828-го ШАП. Два сбиты над аэродромом, и два - произвели вынужденные посадки. Один - на лёд Пяозера в районе острова Талвишари, второй - на лёд Топозера в районе острова Жилой. Экипаж одного из них вернулся в часть, лётчик второго лейтенант И.А. Иванов попал в плен. Из чего делаю вывод, что самолёт был, вероятно, одноместный. Или мне пока не удалось обнаружить фамилию стрелка.

3 апреля по самолёту на Пяозере четвёрка Ла-5 760-го ИАП произвела 3 захода. Через 3 часа во втором вылете четвёрка Ла-5 760-го ИАП обстреляла второй штурмовик на Топозере, возле которого были обнаружены 4 человека. Выполнено 2 захода.

 

P.S. 9 мая 1944 года 828-й ШАП получил 10 самолётов Ил-2 с завода №30. Аэродром Боярская.


Сообщение отредактировал dad67: 15 Июль 2020 - 14:51

  • ValAngler это нравится

#3683 OFFLINE   ValAngler

ValAngler

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 308 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit Вчера, 20:53
  • Город:Санкт-Петербург, Мурманск

Отправлено 16 Июль 2020 - 12:10

2 апреля 1944 года при штурмовке аэродрома Тунгозеро потеряны 4 штурмовика 828-го ШАП. Два сбиты над аэродромом, и два - произвели вынужденные посадки. Один - на лёд Пяозера в районе острова Талвишари, второй - на лёд Топозера в районе острова Жилой. Экипаж одного из них вернулся в часть, лётчик второго лейтенант И.А. Иванов попал в плен. Из чего делаю вывод, что самолёт был, вероятно, одноместный. Или мне пока не удалось обнаружить фамилию стрелка.

3 апреля по самолёту на Пяозере четвёрка Ла-5 760-го ИАП произвела 3 захода. Через 3 часа во втором вылете четвёрка Ла-5 760-го ИАП обстреляла второй штурмовик на Топозере, возле которого были обнаружены 4 человека. Выполнено 2 захода.

 

P.S. 9 мая 1944 года 828-й ШАП получил 10 самолётов Ил-2 с завода №30. Аэродром Боярская.

 

Осталось только найти фото Илов 828-го ШАП с номерами, для подтверждения.   



#3684 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 661 сообщений
  • 58 тем
    Last Visit Вчера, 16:11
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 21 Июль 2020 - 07:49

cc7ca454e7c2.jpg

24a4d7364f30.jpg

e96db3abc08a.jpg

71685f1f7135.jpg



#3685 OFFLINE   dad67

dad67

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 130 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 17 Сен 2020 10:46
  • Город:Мурманск/Санкт-Петербург

Отправлено 21 Июль 2020 - 23:11

майор Шапкин Аркадий Николаевич - штурман 20-й ОМРАЭ БВФ. Гидроаэродром Холмовское (сегодня пос. Катунино) Архангельской области. В зимнее время АЭ перебазировалась под Мурманск и участвовала в ночных бомбардировках противника и патрулировании моря.



#3686 OFFLINE   rogi

rogi

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 835 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit Вчера, 02:41

Отправлено 22 Июль 2020 - 04:21

В награждениях за 1943 г. - 2 эскадрилья 22 РАП СФ, потом Беломорская флотилия.



#3687 OFFLINE   dad67

dad67

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 130 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 17 Сен 2020 10:46
  • Город:Мурманск/Санкт-Петербург

Отправлено 22 Июль 2020 - 10:23

Всё так, Игорь, ты абсолютно прав.

22-й АП СФ расформирован Приказом Командующего СФ от 15.04.1944. На базе полка сформирована 20-я ОМРАЭ. Я привёл данные на конец войны. Признаю - не корректно написал про АЭ в бомбардировках. Тогда ещё был полк.


Сообщение отредактировал dad67: 22 Июль 2020 - 10:29

  • rogi это нравится

#3688 OFFLINE   egorrrr

egorrrr

    Новый участник Форума

  • Пользователь
  • 7 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 20 Авг 2020 18:56
  • Город:murom

Отправлено 23 Июль 2020 - 14:45

пишу сюда потому что тема относится к авиации, если не прав, модератор сноси

У меня есть 2 -й том момбека в бумаге по eismeerjager 5, позарез нужен 4 том, могу поменяться, также есть, 2 и 3 том отсканированные в хорошем качестве, если у вас есть отсканированный 4-й, то тоже готов меняться.


Сообщение отредактировал egorrrr: 23 Июль 2020 - 20:42

  • ValAngler это нравится

#3689 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 736 сообщений
  • 195 тем
    Last Visit Вчера, 15:17
  • Город:Кола


Отправлено 02 Август 2020 - 10:20

dvd.jpg

 

Hurricanes to Murmansk - the story of RAF 151 Wing is the only film about a secret Anglo-Soviet air operation following the Nazi invasion of Russia in World War II.

The film has received excellent reviews from historians and the aviation press, and has been screened at the Imperial War Museum London and Duxford, and the RAF Museum Hendon.

 

http://www.atollproductions.com/

 

Eric Carter - Pilot - RAF No.81 Squadron - He flew Hurricanes with the Russians in Murmansk

 

Eric Carter - Pilot - RAF No.81 Squadron - He flew Hurricanes with the Russians in Murmansk - Part 2

 

This is the first part of an interview I conducted with Eric Carter, a Pilot in No.81 Squadron Royal Air Force at his home in 2015. We covered many subjects including his training, service and also being part of the Arctic Convoy taking Hurricanes as part of the Lend lease with Russia and ultimately flying with the Russians against the Axis as part of "Force Benedict".


Сообщение отредактировал DMS: 02 Август 2020 - 10:21

  • ValAngler и Georg Gud-Lev это нравится

#3690 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 736 сообщений
  • 195 тем
    Last Visit Вчера, 15:17
  • Город:Кола


Отправлено 16 Август 2020 - 19:24

Олег Химаныч

https://vk.com/id144...l144521331_1732

 

"Газета «Архангельск» опубликовала мой цикл - восемь очерков к 90-летию Кегостровского аэродрома. Тему эту, к моему большому удивлению и огорчению, местные историки и краеведы, что называется - «проспали». И это, когда именно Кегостров не одно десятилетие являлся форпостом авиации не только города на Двине, но и в освоении Севморпути! А здесь масса событий и звучных имён! Впрочем, не только арктическую тему, но и выносимые брендом города: «Архангельск – первый порт России», «Архангельск – ворота в Арктику», местные СМИ не жалуют (то ли поМОРЫ забыли, что живут у МОРЯ, то ли своей истории не знают). Потому приходится «напоминать». В цикле, опубликованном «Архангельском», восемь иллюстрированных публикаций, и с учётом крупного очерка о Кегострове во всероссийском журнале «Мир Севера», можно было бы материал доработать до небольшой книжки или брошюры. Спонсоры, ау!!!"

 

"

90 лет аэропорту

 

Немецкий Tirpitz, английские Lancaster и Кегостров

 

Оказывается, все они связаны событиями второй Мировой войны

 

Самыми первыми транспортами в 1941-м наши союзники-англичане отправляли в Архангельск свои самолёты-истребители Hurricane – в этих боевых машинах остро нуждался наш Северный флот. Об этом, пожалуй, многие слышали. Как и то, что трюмах крылатые машины везли в разобранном виде, а собирали их уже на месте - в мастерских Кегострова. Сегодня на скромном поселковом мемориале об этих событиях напоминает памятная плита «Живи и помни» - англо-советскому боевому братству. Но местный аэродром в войну, помимо Hurricane знавал и другие британские самолёты – бомбардировщики Avro-Lancaster, и с этим, между прочим, связана целая история…

 

Северный козырь

Таких кораблей фашисты построили два – Bismark и Tirpitz. Каждый в пятьдесят три тысячи тонн водоизмещением, 250 метров в длину, с броневой защитой до 320мм и пушками главного калибра 342мм. Они обладали мощью турбин в 163 тысячи «лошадей» и развивали скорость хода выше 30 узлов. В очном поединке перед такой мощью практически не смог бы устоять ни один из английских линкоров, а потому в открытом океане за каждым из этих немецких чудовищ британцы охотились целыми своих соединениями кораблей. Tirpitz являлся главным козырем германского флота в Северной Атлантике, и, к слову, трагическая судьба конвоя PQ-17, шедшего в Россию, во многом была предопределена именно присутствием на морском театре немецкого линкора. Tirppitz англичане пытались уничтожить не раз. Историки называют порядка десяти их специальных операций и, в частности, упоминают такие их кодовые наименования: Planet, Brawn, Tiger Claw, Mascot, Goodwood, Paravane, Obviate, Catechism… В них участвовали и военно-морские силы, и воздушный флот, но все эти попытки долго не достигали цели.

Архангельск 1944 года имел отношение к ним, когда линкор, прятавшийся в норвежском Альтен-фьорде, пытались атаковать бомбардировщики «Avro-Lancaster». Эти английские машины взлетали с аэродромов Великобритании, а приземлялись в России. Уже на обратном пути, приняв у нас груз тяжёлых бомб, англичане сбрасывали их на фашистский корабль. В России их принимал и готовил к боевому перелёту аэродром на двинском острове Ягодник – он считался базовым. Но ранним утром 12 сентября война внесла свои «коррективы» в операцию Paravan – по разным причинам из 38 взлетевших английских бомбардировщиков десять пошли на вынужденную посадку. Кто приземлился в Беломорске, кто в Онеге, но более всего в

Архангельске и его окрестностях. Три машины сделали это удачно, а остальных ждала «жёсткая посадка». Так на земле остались шесть английских самолётов, из которых затем только две машины признали подлежащими ремонту. Их-то и доставили на Кегостровский аэродром, где имелись мастерские…

 

«Летающие крепости»

Avro-Lancaster конструкции Роя Чадвика являлся самолётом дальней авиации. Англичане и американцы ещё до войны значительно опережали нас этом компоненте вооружений. Уникальные для того времени «летающие крепости»: их четыре поршневых мотора фирмы Rolls-Royce Merlin с тягой свыше 1200 л.с. могли поднять самолёт максимальной взлётной массой свыше 30,8 тонны к практическому потолку в 8 тысяч метров. Дальность полностью снаряжённого бомбардировщика Lancaster тоже впечатляла - 4.600 километров. В бомболюки самолёт мог взять до 10 тонн смертоносных снарядов различных типов, включая сверхмощные. А ещё он нёс и своё оборонительное оружие - 8 пулемётов Браунинга. Экипаж бомбардировщика состоял из 7 человек. Впоследствии историки подсчитали: за годы второй Мировой эти «летающие крепости» англичан совершили более 156 тысяч боевых вылетов и сбросили на противника более 600 000 тонн бомб. Lancaster справедливо называли лучшим бомбардировщиком воздушного флота Его Величества. У Советского Союза не было таких самолётов ни к 1944 году, ни по окончанию Великой Отечественной…

 

Остались фото…

Итак, 12 сентября 1944 года десять из тридцати восьми «летающих крепостей», шедших на Архангельск, израсходовав топливо, запросили посадку: англичан подвела погода и несогласованные с нашими наземными станциями позывные. Общие сведения о событиях этого дня неполны и разрозненны, а порой противоречивы. Большинство самолётов всё же «дотянули» до аэродромов на Ягоднике и Кегострове, и это был наилучший вариант. Двое «жёстко сели» у Беломорска и Онеги, ещё один Lancaster столь же грубо «приземлился» в районе Талаг, другой в Васьково. Встречается упоминание, мол, один из бомбардировщиков якобы садился у Молотовска (Северодвинска), но, где и как мы только ни искали, факт этот не подтвердился… Наконец, командир ещё одного бомбардировщика хотя и успел разглядеть полосу аэродрома на Кегострове, но сел там неудачно…

Здесь начинаются основные вопросы. Живых свидетелей той посадки давно уже нет. Удалось найти тех, кому очевидцы ещё в давнишнюю послевоенную пору рассказывали о ЧП 12 сентября 1944 года. Но это, во-первых, информация с чужих слов, а ещё в ней сразу означились важные «нестыковки». Скажем, одни говорили, что самолёт сразу «сел на брюхо», другие, мол, стойки его шасси подломились, когда Lancaster уже выкатился за пределы посадочной полосы. Разное говорили и о лётчиках: дескать, среди

них оказались раненые, другие утверждали – ничего подобного, экипаж чудом уцелел, и вскоре за ними на Кегостров прибыл посыльный катер Беломорской флотилии…

В британских архивах, и это, безусловно, удача, нашлась фотография бомбардировщика, который «садился» на Кегострове. Правда, дата съёмки под вопросом – сразу после аварии или неделю-другую спустя? И здесь тоже звучали разноречия, когда мы показывали фото старикам: одни, разглядев длинный забор (он на втором плане снимка, справа) поясняли - его поставили, когда самолёт уже оттащили в сторону от взлётно-посадочной полосы. Другие им возражали: нет, забор закрывал один из объектов аэродрома и тянулся вдоль телеграфной линии ещё до войны…

 

Судьба «англичан» в России

Мастерские Кегострова, куда передали «Ланкастеры», числились за хозяйством Военно-воздушных сил Беломорской военной флотилии. Известно, что ремонтом английских машин руководил главный инженер по фамилии Кирьянов. Оба самолёта восстанавливали по единому «сценарию»: всё вооружение сняли, моторы перебрали, лопасти пропеллеров заменили, гидравлику наладили, заднюю турель зашили листами дюраля, поврежденную ступенчатой формы носовую часть со стрелковой установкой из спаренных пулемётов заменили на обычный прозрачный обтекатель. Раскраску самолётов (серо-зелёный верх и чёрный низ) оставили прежней, опознавательные знаки англичан закрасили и сверху нанесли советские красные звёзды в чёрной окантовке.

Первый восстановленный на Кегострове Lancaster в январе 1945 года передали 16-му транспортному отряду 70-го транспортного полка Северного флота. Известно, что командиром бомбардировщика был В.Ш. Евдокимов, штурманом В.Я. Андреев. Самолёт, имевший по тем временам большую дальность, чаще всего использовали вовсе не для транспортных нужд, а для сопровождения конвоев, ледовой разведки и патрулирования. В августе 1945 года его направили воевать на Дальний Восток, но в Красноярске он «застрял» из-за нехватки горючего. А вскоре и война с Японией кончилась. Летом 1946 года Lancaster перегнали в Ригу, где передали местному авиатехническому училищу. Дальнейшая судьба самолёта неизвестна.

Второй «кегостровский» Lancaster поначалу тоже служил в составе 70-го отдельного транспортного полка Северного флота. Его командиром был И.И. Дубенец. В 1946 году, когда полк расформировали, самолёт решили перегнать на подмосковный аэродром в Измайлове. Однако при посадке бомбардировщик выкатился за пределы полосы, у него подломились шасси и он «клюнул» землю носовой частью. Вторично восстанавливать эту машину не стали.

Самостоятельно, но неудачно севший на Кегострове Lancaster, поговаривают, лежал в стороне от аэродромных построек ещё несколько лет.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк "



#3691 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 661 сообщений
  • 58 тем
    Last Visit Вчера, 16:11
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 17 Август 2020 - 08:52

Staffelkapitän Oblt. Schwanecke mit dem Staffelhund am Leitwerk seiner Fw 190 in Norwegen.

02b886ae7a5b.png

 

 

Что-то не так с этой подписью. Он был штаффелькапитаном 4 (потом 7) штаффеля, но летал на Ме.109. И вроде как в 1944 г. покинул Норвегию со 2 группой.

Прикрепленный файл  Гюнтер Шванеке.jpg   116,46К   0 скачиваний



#3692 OFFLINE   dad67

dad67

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 130 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 17 Сен 2020 10:46
  • Город:Мурманск/Санкт-Петербург

Отправлено 18 Август 2020 - 09:51

Кому любопытно посмотреть "Ланкастер" на Кегострове:

https://en.wikipedia...ration_Paravane



#3693 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 661 сообщений
  • 58 тем
    Last Visit Вчера, 16:11
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 12 Сентябрь 2020 - 08:21

Выложены на Ибэй

fcddcab42941.png



#3694 OFFLINE   BOB

BOB

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 328 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Сегодня, 05:09
  • Город:Заозерск, Мурманской

Отправлено Вчера, 20:30

             В августе этого года, совместно с поисковым отрядом "Обелиск", было обследовано (более внимательно) место падения ГСТ на высоте Черная.Были найдены останки , фрагменты обмундирования, шлемофона, личные вещи, два комплекта пряжек от парашютов. Сопоставив с найденными ранее останками, определили, что они принадлежали разным людям. Предположительно Талалихину Николаю Васильевичу и Кцоеву Агубечиру Асламурзаевичу.

           Самолет ГСТ №02314 с экипажем в составе ст. лейтенанта Талалихина Николая Васильевича, ст. лейтенанта Кцоева Агубечира Асламурзаевича, воентехника 2 ранга Наконечного Филиппа Давидовича (Давыдовича), мл. лейтенанта Бобкова Сергея Дмитриевича, ст. сержанта Рыжичкова Леонида Федоровича вылетел на боевое задание 11.07 1941г. и во время бобометания, в районе Б. Западная Лица, был атакован и сбит истребителями противника. Самолет упал в районе высоты Черная. Известно, что трое членов экипажа Наконечный Ф.Д. Бобков С.Д. Рыжичков Л.Ф. выпрыгнули с парашютами, приземлились на территории занятой противником и взяты в плен. Талалихин Н.В. и Кцоев А.А. погибли.

 

Прикрепленные файлы



#3695 OFFLINE   BOB

BOB

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 328 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Сегодня, 05:09
  • Город:Заозерск, Мурманской

Отправлено Вчера, 20:34

На групповой фотографии Николай Талалихин и его брат Виктор Талалихин (ГСС).






ratisbons.com
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров