Перейти к содержимому


ratisbons.com
Фотография

Боевая АВИАЦИЯ за Полярным Кругом


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3600

#3581 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 540 сообщений
  • 54 тем
    Last Visit Сегодня, 19:25
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 04 Август 2019 - 17:06

Фотографии можно загрузить через сайты фотохостингов. Например Радикал итп. Сохраняете туда, получаете ссылку, и вставляете в символ "картинка" - Ваши фото во всей красе и полном весе.


  • dad67 это нравится

#3582 OFFLINE   dad67

dad67

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 124 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 26 Авг 2019 00:11
  • Город:Мурманск/Санкт-Петербург

Отправлено 04 Август 2019 - 18:06

Спасибо! Из головы вылетело совсем. Пока не буду переделывать. Съезжу ещё раз, приведу всё в систему.



#3583 OFFLINE   dad67

dad67

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 124 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 26 Авг 2019 00:11
  • Город:Мурманск/Санкт-Петербург

Отправлено 11 Август 2019 - 18:52

Аэродром Вязикиничи.

5792a813766a90e669b19843e1e3e7e8.png

Фото с юго-восточной окраины.

f85769a230492e8f3179728c38cdbb42.png

Фото с северо-западной окраины.

После войны полоса использовалась сельхозавиацией. Во время войны базировались 108-я и 119-я ОРАЭ.


Сообщение отредактировал dad67: 11 Август 2019 - 22:39


#3584 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 540 сообщений
  • 54 тем
    Last Visit Сегодня, 19:25
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 21 Август 2019 - 10:58

Flugbuch Oblt. Werner Gayko 9./JG 5 Eismeerfront insgesamt 14 Luftsiege


  • ValAngler это нравится

#3585 OFFLINE   umptek

umptek

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 117 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Сегодня, 15:36
  • Город:Апатиты

Отправлено 24 Август 2019 - 07:42

Может и было уже в теме, но скажет кто, а "Flugplatz Niva" это где? При чём "Flugplatz Afrikanda" тоже есть.

P.S. Вопрос снимаю. Это аэродром Пинозеро. Просто я думал, что пинозерский аэродром, как и кировский построили в самом начале войны, а в немецких разведсводках аэродром Нива упоминается ещё до начала её. Точных данных нет, но скорее всего аэродром построили во время Строительства №106 ж/д дороги Пинозеро - Уполокша - Ковдорово (будущий Ковдор) в предвоенное время.


Сообщение отредактировал umptek: 24 Август 2019 - 09:58


#3586 OFFLINE   sk16rus

sk16rus

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 233 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 10 Сен 2019 03:35
  • Город:Казань

Отправлено 24 Август 2019 - 08:07

Фотографии можно загрузить через сайты фотохостингов. Например Радикал итп. Сохраняете туда, получаете ссылку, и вставляете в символ "картинка" - Ваши фото во всей красе и полном весе.

Да.

А потом, когда хостинг вдруг исчезает, на форуме остаются битые ссылки на несуществующие картинки...
У меня на форуме уже очень много таких черных (и не только) квадратиков :(

Примерно так...

 

Прикрепленный файл  Безымянный.jpg   31,44К   1 скачиваний



#3587 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 540 сообщений
  • 54 тем
    Last Visit Сегодня, 19:25
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 27 Август 2019 - 07:57

Подписано "Нарвик"

8d6da44ee5b9.png

23dd5b8eb726.png


  • turist и ValAngler это нравится

#3588 OFFLINE   Georg Gud-Lev

Georg Gud-Lev

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 264 сообщений
  • 2 тем
    Last Visit Сегодня, 14:23
  • Город:Архангельск

Отправлено 04 Сентябрь 2019 - 10:45

Может кто подскажет... http://blockhaus.ru/...uznat/?p=638997



#3589 OFFLINE   sk16rus

sk16rus

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 233 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 10 Сен 2019 03:35
  • Город:Казань

Отправлено 04 Сентябрь 2019 - 11:18

Может кто подскажет... http://blockhaus.ru/...uznat/?p=638997

Могу предположить, что Маккинли звали Девид

 

 

Twenty-eight-year-old Royal Air Force Flight Lieutenant David McKinley

and the crew of his American-made PBY Catalina flying boat had been
picnicking Sunday afternoon at Loch Lomond, one of the most storied
lakes in Scotland. 

 

Цитата из книги "Harry Hopkins and the Forging of the Alliance to Defeat Hitler"

 

P.S. Ссылку на весь текст дать не могу - форум ругается и требует авторизацию.


  • Georg Gud-Lev это нравится

#3590 OFFLINE   Georg Gud-Lev

Georg Gud-Lev

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 264 сообщений
  • 2 тем
    Last Visit Сегодня, 14:23
  • Город:Архангельск

Отправлено 04 Сентябрь 2019 - 12:55

 

Может кто подскажет... http://blockhaus.ru/...uznat/?p=638997

Могу предположить, что Маккинли звали Девид

 

 

Twenty-eight-year-old Royal Air Force Flight Lieutenant David McKinley

and the crew of his American-made PBY Catalina flying boat had been
picnicking Sunday afternoon at Loch Lomond, one of the most storied
lakes in Scotland. 

 

Цитата из книги "Harry Hopkins and the Forging of the Alliance to Defeat Hitler"

 

P.S. Ссылку на весь текст дать не могу - форум ругается и требует авторизацию.

 

Огромное спасибо!!!



#3591 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 540 сообщений
  • 54 тем
    Last Visit Сегодня, 19:25
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 05 Сентябрь 2019 - 07:11

Подписано Pestamo-Kirkenes Finnland 1944

0bc3ce08ca95.png

e371e1e2d61c.png

685762bfffc0.png

65fda8a64722.png


  • turist это нравится

#3592 OFFLINE   hellcat

hellcat

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 844 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit Сегодня, 08:23
  • Город:Заполярный


Отправлено 06 Сентябрь 2019 - 11:23

Фото с Генеральской легко привязываются к Луостари. По остальным ничего не могу сказать, не видно толком рельефа местности.



#3593 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Вчера, 19:55
  • Город:Кола


Отправлено 07 Сентябрь 2019 - 14:26

https://www.mvestnik...em-eto-dokazat/

 

Юрий Рыбин . Опубликовано: Мурманский вестник от 18.07.2019

 

Сбить легче, чем это доказать?
Как за одну минуту с земли были уничтожены два «мессершмитта»

 

"Наблюдательные посты ВНОС - воздушного наблюдения, оповещения и связи - были главной составляющей в системе противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны. На Кольском полуострове основным был 73-й отдельный батальон ВНОС Мурманского дивизионного района ПВО (позднее - Мурманский 1-й корпус ПВО). К началу войны на участке между Мурманском и Кандалакшей батальон располагал 34 такими постами, а в начале 1942 года уже 45. Командир - подполковник Ф. Ф. Антонов. Главный пост находился в Мурманске. В январе 44-го на одном из НП батальона произошла любопытная история.

Геройский расчет

В районе озера Солозеро, что примерно в 80 километрах юго-западнее Мурманска, находился наблюдательный пост ВНОС № 7324 (у каждого поста был такой индивидуальный номер: первые две цифры - номер батальона, третья - номер роты, последняя - порядковый).

В расчет входили: начальник, двадцатитрехлетний старшина Павел Михайлов, наблюдатели ефрейторы Дмитрий Зенков, Евгений Тупиков и самый возрастной из расчета тридцатисемилетний красноармеец Алексей Досенко. Все они были довольно опытными бойцами: Досенко и Зенков были призваны в Красную армию почти сразу же после начала войны, а Михайлов и Тупиков в это время служили уже по полгода.

16 января 1944 года было очень тепло для этого времени года на Крайнем Севере - всего три градуса мороза с небольшим ветерком. Низкая облачность. Активных боевых действий со стороны противника можно было не ждать. Тем не менее на посту бдительность не снижали. И когда со стороны территории, занятой противником, послышался шум приближающихся к посту самолетов, все по тревоге с оружием заняли свои боевые места: ефрейтор Тупиков с пулеметом ШКАС, красноармеец Досенко с пистолетом-автоматом ППШ, а ефрейтор Зенков с винтовкой. Старшина Михайлов следил за обстановкой в воздухе и отдавал команды. По характерному звуку работающих моторов - высокому, звенящему - не оставалось сомнений, что летят «мессершмитты». И действительно, не прошло и минуты, как на бреющей высоте показался сначала один Bf-109, а через несколько мгновений и второй.

Первый шел прямо по курсу на пост, другой - чуть в стороне слева за ним. Вносовцы по команде открыли огонь по первому вражескому истребителю, а потом перенесли его на второй. «Мессеры», проскочив негостеприимный пост, сразу же начали разворачиваться в обратную сторону. При этом было заметно, что дымный след от самолетов стал намного гуще. После того как вражеские истребители скрылись из виду, резко оборвался и звук работающих двигателей. Сомнений не было: немцы совершили вынужденную посадку на озеро.

Гримасы фронтовой статистики

Быстро став на лыжи, Михайлов, Зенков и Тупиков двинулись к озеру, что находилось примерно в двух километрах. Вскоре наткнулись на свежий лыжный след и пошли по нему. Пройдя быстрым темпом около 1,5-2 километров, бойцы догнали немцев, которые устроили привал на небольшой возвышенности. После того как старшина Михайлов крикнул сначала на русском, а потом на немецком: «Стой! Руки вверх!», те открыли стрельбу. Михайлов, приказал подчиненным зайти с флангов, а сам начал вести интенсивный огонь, прикрывая их.

Вскоре стрельба прекратилась, вносовцы со всей осторожностью подкрались к возвышенности и обнаружили там труп одного из летчиков - лейтенанта. Судя по лыжному следу, второй немец продолжил попытку уйти на свою территорию. Но и он далеко не ушел. Двигаясь по уже накатанной лыжне, летчик наткнулся на группу лыжников в масхалатах, идущих навстречу. Это был наряд 6-й линейной заставы 82-го пограничного полка НКВД, совершавший обход контролируемого ими района. Немец спрятался за большим камнем и накрылся парашютом. Когда группа лыжников поравнялась с ним, он вскочил и почти в упор убил первого пограничника, затем застрелили его самого.

Летчики известны: лейтенант Карл-Хейнц Фогель и его ведомый, ефрейтор Хорст Бергманн. Оба из 7-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры «Eismeer», которая на тот момент базировалась на аэродроме Луостари.

Сбиты два «мессершмитта», убиты два вражеских летчика - кто сбил и кого награждать? Казалось бы, совершенно неуместный вопрос. Ответ очевиден: конечно, вносовцев наблюдательного поста № 7324. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Звучит нелепо, но порой сбить самолет было легче, чем это доказать.

foto-002.jpg
Перевозка сбитых в районе Солозера 16 января 1944 г. двух «мессершмиттов» Bf-109G трофейной командой.
 

Дело в том, что мурманское небо защищали несколько крупных военных ведомств, которые имели свои ПВО: это прежде всего 1-й Мурманский корпус ПВО со своими зенитными полками, многочисленными отдельными артдивизионами, пулеметными взводами, отдельным батальоном ВНОС и истребительной авиадивизией; Северный флот с собственными авиацией, ПВО и ротами НП ВНОС; ПВО 14-й Армии Карельского фронта; наконец, истребительные авиаполки 7-й воздушной армии, базировавшиеся в районе Мурманска, со своими БАО - батальонами аэродромного обслуживания, личный состав которых также осуществлял противовоздушную оборону места базирования.

Вот попробуй разберись в этой огневой зенитной какофонии - кому и сколько записать сбитых самолетов, если все эти структуры одновременно участвовали в отражении налета. И каждый, разумеется, тянул одеяло на себя. Но, к слову сказать, обычно особо голову не ломали, чаще всего все заявленные, не всегда реально сбитые самолеты расписывались на всех участников боя.

Но когда массированные налеты 1941-42 годов на Мурманск остались в прошлом и количество сбитых резко сократилось, то за каждый трофей между многочисленными ведомствами шло негласное противостояние. Что произошло и в нашем случае. На лавры двух сбитых «мессершмиттов» и убитых немецких летчиков помимо вносовцев стали претендовать пограничники.

Истину установил СМЕРШ

В годы войны между пограничниками и вносовцами складывались, мягко говоря, непростые взаимоотношения. А к посту № 7324 во главе со старшиной Михайловым пограничники и вовсе испытывали личную неприязнь. Так сложилось, что вносовцы этого НП в конце июля 1943 года задержали пять подозрительных лиц. Как позднее выяснилось, ими оказались «крупные шпионы и диверсанты». После чего командование Мурманского дивизионного района ПВО щедро наградило своих подчиненных. Начальник Павел Михайлов, в то время в звании сержанта, был награжден орденом Красной Звезды, а красноармейцы Зенков и Тупиков - медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Таким образом, на деле получалось, что пограничники проморгали «крупных шпионов», а вносовцы оказались более бдительными. Как такое можно терпеть?!

На этот раз пограничники действовали очень решительно. После того как вносовцы сняли со сбитых самолетов некоторые детали, для того чтобы предъявить их как вещественные доказательства своему комбату, погранцы их изъяли, оставив лишь некоторые личные вещи немецких летчиков. И выставили круглосуточный пост у самолетов с целью не допускать туда больше никого с поста ВНОС. Командованием погранполка было сделано заявление, в котором говорилось, что «начальник поста Михайлов и его люди занимаются вредительством и обманом, так как был произведен обстрел сбитых самолетов уже после их приземления».

Чтобы разобраться во всей этой запутанной истории, в район Солозера направили оперуполномоченного СМЕРШа при 73-м отдельном батальоне ВНОС старшего лейтенанта Сорокина. Он провел детальный осмотр обоих «мессершмиттов» и опросил всех заинтересованных лиц. Подтвердилось, что пробоины, как в моторной части, так и в плоскостях самолетов, произведены снизу, когда они находились в воздухе, а не на земле. Также подтвердилось, что в перестрелке вносовцы убили летчика-лейтенанта, а пограничники - ефрейтора.

После этого по представлению командира батальона весь расчет НП был награжден: Павел Михайлов - орденом Отечественной войны 1-й степени, Дмитрий Зенкин - Славы 3-й степени, Евгений Тупиков - Отечественной войны 2-й степени, Алексей Досенко - медалью «За боевые заслуги».

В свою очередь командир 82-го погранполка НКВД своим приказом от 30 апреля 44-го наградил медалью «За отвагу» автоматчика ефрейтора П. И. Ахременко, который «…проявляя мужество и искусный маневр, огнем своего оружия застрелил двух немецких летчиков».

Вот такая невыдуманная история, как четыре бойца ВНОС за одну минуту сбили два «мессера».

"
 

 


  • turist это нравится

#3594 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 574 сообщений
  • 172 тем
    Last Visit Вчера, 19:55
  • Город:Кола


Отправлено 08 Сентябрь 2019 - 16:31

https://www.mvestnik...uwij-inspektor/

 

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.08.2019 Юрий Рыбин

 

"Летающий инспектор.Сбивать самолеты в его задачу не входило, но он сбивал"

 

Фото: Фото из архива автораrazdobud_ko_t_t_-_kopiya.jpg
Тимофей Раздобудько в звании старшего лейтенанта. Этот фотоснимок сделан еще во время службы в Белорусском военном округе.
Рядом с Сафоновым

Перед войной и во время нее в Управлении ВВС Северного флота была такая должность - инспектор-летчик по технике пилотирования. С октября 1940 года занимал ее капитан Тимофей Раздобудько. Он должен был контролировать боевую подготовку летчиков. А также раньше других изучать поступавшую на флот новую технику, помогать в ее освоении. Что касается боевых действий, то это - на его личное усмотрение. Проще говоря, сбивать вражеские самолеты в обязанности инспектора-летчика не входило. Однако Раздобудько с первых дней войны порой вылетал на задания чаще других командиров разного уровня, включая и комэсков. Первый боевой вылет на перехват вражеского бомбардировщика он сделал 23 июня 41-го.

Во фронтовом небе он был непосредственно связан с сафоновской эскадрильей - первые два месяца войны почти ежедневно водил на боевые задания ее летчиков, совершил с ними 46 вылетов. Очень часто Тимофей Раздобудько поднимался в воздух вместе с Борисом Сафоновым. Так, например, 2 августа они четыре раза в одном звене вылетали на патрулирование над аэродромом и сопровождение своих бомбардировщиков СБ к линии фронта.

Удивительно, что об этом летчике почти никто не обмолвился в мемуарах. Повлияла, должно быть, ранняя гибель, после которой его имя попросту кануло в Лету… Пожалуй, единственные, кто о нем вспомнили, так это англичане - в воспоминаниях называют его одним из первых, кто освоил британский истребитель «харрикейн».

Тимофей Тимофеевич Раздобудько родился в 1914 году в поселке Половцево Новохоперского района Воронежской области. В семнадцать лет в 1931 году поступил в Ленинградскую военно-техническую школу, в декабре 1933-го продолжил учебу в 14-й военной школе летчиков в городе Энгельсе, являвшейся в то время одной из лучших среди летных школ страны. Таким образом, за четыре года учебы Раздобудько получил для того времени полные теоретические и практические знания и как техник, и как пилот.

foto-2_pe-2.jpg
Бомбардировщики Пе-2 на боевом курсе.

Военную службу начал в декабре 1935 года младшим летчиком в 6-й легкой бомбардировочной авиаэскадрилье 40-й ЛБАБр Белорусского ВО. С мая 1938 года - старший летчик во вновь сформированном 35-м истребительном авиаполку, в августе 1939 года - флаг-штурман (штурман полка. - Ю. Р.). В сентябре 1939 года 35-й ИАП, имевший на вооружении истребители И-16 и И-15 бис, принимал участие в присоединении к СССР Западной Белоруссии по пакту Молотова-Риббентропа. Во время финской войны он летчик-инспектор 72-го САП ВВС СФ. После нее, в апреле 40-го, ему присвоили очередное воинское звание - капитан. С 30 сентября того же года - инспектор-летчик по технике пилотирования в Управлении ВВС СФ.

Судя по должностям, к началу Великой Отечественной это уже был не рядовой летчик, но высоко подготовленный профессионал.

Дефицит «ишачков»

Перед войной в составе 72-го САП было всего четыре истребителя-моноплана И-16, на базе которых и была сформирована 4-я эскадрилья под командованием старшего лейтенанта Бориса Сафонова. Эти истребители имели достаточную скорость, хорошее вооружение, были чрезвычайно маневренны в горизонтальной плоскости и надежны в воздушном бою на встречных курсах благодаря оснащению мотором воздушного охлаждения.

Остальные истребители-бипланы - И-153 и И-15 бис, стоявшие на вооружении в ВВС СФ, по своим скоростным характеристикам уступали даже немецкому двухмоторному бомбардировщику «юнкерсу» Ю-88. Поэтому, когда в полк прибыла первая партия «ишачков», как между собой называли наши летчики И-16, двенадцать самолетов, три машины передали в командное звено полка для командира полка Героя Советского Союза майора Георгия Губанова, его заместителя - капитана Алексея Полковникова и инспектора-летчика Тимофея Раздобудько.

Малоизвестный факт: будущий североморский ас Борис Сафонов в начале июля на перехват вражеских бомбардировщиков чаще вылетал в составе именно командного полкового звена, нежели со своими летчиками. Причина в том, что во время первых налетов на аэродром Ваенга больше всех пострадала сафоновская эскадрилья. 29 июня, только за один день, в результате вечернего налета вражеской авиации и гибели вместе с летчиками двух истребителей эскадрилья лишилась сразу пяти самолетов, а все остальные были повреждены и требовали полевого и среднего ремонта. В конце дня Борис Сафонов представил комполка донесение, в котором в частности отмечалось: «Боевой состав эскадрильи: всего 13 летчиков, налицо в строю - 9. Всего самолетов 6, исправных нет».

Осознавая создавшееся тяжелое положение в 72-м САП, командующий флотскими ВВС генерал-майор авиации Александр Кузнецов через Военный Совет СФ к исходу дня доложил наркому ВМФ об «острой нужде в самолетах-истребителях».

Пока ремонтировались «ишачки», Борис Сафонов вылетал в составе командного звена. 10 июля в полк прибыла новая партия из десяти истребителей И-16.

Но если командир полка майор Губанов после нескольких вылетов вообще перестал подниматься в воздух, а его заместитель капитан Полковников делал это лишь время от времени, то капитан Раздобудько - регулярно и именно вместе с сафоновцами.

17 июля люфтваффе за полярным кругом провели полномасштабную операцию по уничтожению советской авиации на местах базирования. Первыми подверглись налету армейские аэродромы. В конце уходящих суток дважды немцы бомбили аэродромы - Ваенга-Первая и Ваенга-Вторая. Первый налет полностью отразить не удалось - на взлетном поле сгорел один И-16 и получил повреждения МиГ-3. Во время второго нападения нашим летчикам удалось перехватить вражеские бомбардировщики еще на подступах к цели и атаковать их.

Североморцы в этот день заявили о десяти сбитых самолетах противника. Этот день стал самым результативным для ВВС Северного флота с начала войны. Борис Сафонов заявил сразу о двух сбитых вражеских самолетах - Ю-87 и Ю-88 - третий и четвертый для себя. Первую победу одержал и капитан Раздобудько - он сбил двухмоторный бомбардировщик Ю-88.

Через несколько дней, 21 июля, инспектор-летчик один из первых по сигналу «воздух» вылетел на перехват вражеских бомбардировщиков, пытавшихся нанесли очередной удар по Ваенге-Первой, и в одиночку атаковал их. Завязался бой, к которому подоспели сафоновцы во главе со своим командиром и летчики из других эскадрилий. Налет был отражен - пикировщики сбросили бомбы не прицельно и поспешно ушли на свою территорию. На счет Тимофея Раздобудько записали еще один «юнкерс».

Командование представило его к награде и 18 августа 1941 года капитана Раздобудько наградили орденом Красного Знамени.

Форсируя моторы

23 августа инспектор-летчик четыре раза поднимался в небо вместе с сафоновцами, причем два раза в качестве ведущего, возглавляя группы из шести и восьми истребителей. Во время последнего вылета на перехват противника над линией фронта в составе девяти И-16 он вместе с Борисом Сафоновым атаковал «юнкерсы». Те, форсируя моторы и оставляя за собой дымный след, пытались оторваться от «ишачков» и в один из моментов перевернулись через крыло и потерялись на фоне земли.

По возвращении Сафонов и Раздобудько доложили об атаке, но не уверенные в результате в донесении отметили, что сбили предположительно. Тем не менее в «Журнале учета сбитых самолетов 72-го САП» была сделана запись без этого уточнения - командование полка посчитало его лишним.

Должен заметить, в первые месяцы войны немецкие пилоты, подвергаясь атакам наших истребителей, очень часто и успешно имитировали падение. Вскоре этот тактический прием был разгадан, что нашло отражение в боевых отчетах и обзорных документах. Вот вам выписка из «Обзора действий авиации противника на Мурманском направлении с 22.06. по 28.08.1941 г.», подготовленного штабом ВВС 14-й Армии:

foto-03_i-16.jpg
Легендарный «ишачок».

«…Самолеты противника хорошо применяют имитацию падения, пускают струю дыма, делая вид, что они загораются и падают на землю, а сами в это время увеличивают скорость и по складкам местности уходят из-под удара наших истребителей и зенитной артиллерии…

...Характерным является метод выхода из боя Ю-88 при атаке его истребителями - резкое и беспорядочное снижение с одновременным задымлением за хвостом, что вводит в заблуждение атакующих истребителей...»

Последний боевой вылет в составе сафоновской эскадрильи капитан Раздобудько совершил 27 августа. В этот день он трижды вылетал вместе с Сафоновым и провел два воздушных боя. Во время последнего он почти на бреющей высоте атаковал два «мессершмитта» Bf 109, записав на счет один сбитый. Всего таковых у него числилось уже четыре: три «юнкерса» и один «мессер».

На «пешке» - в первый и последний раз

Неутомимый летчик, повторюсь, мог не летать на задания, а лишь контролировать боевую работу в подчиненных ему авиаполках и следить за ходом подготовки пилотов, прибывающих из летных училищ. Но Раздобудько не только делал это регулярно на истребителе И-16, но в конце августа решил переквалифицироваться в летчика-бомбардировщика, освоив пикирующий бомбардировщик Пе-2, которые с середины июля 1941 года начали поштучно поступать в ВВС СФ.

Параллельно в это же время с прибытием английского 151-го авиакрыла на североморский аэродром Ваенга-Первая в силу своих непосредственных обязанностей Тимофей Раздобудько начал изучать матчасть зарубежного истребителя.

15 сентября он впервые вылетел на бомбардировщике в составе четырех Пе-2. Цель - скопление вражеских войск на переправе через реку Западную Лицу. Уже на обратном пути «пешки» сверху со стороны солнца были атакованы шестеркой «мессеров» Bf 109. Звено бомбардировщиков летело без истребительного эскорта, тогда считалось, что двухмоторный бомбардировщик Пе-2 обладает достаточной скоростью, чтобы оторваться от любого немецкого истребителя.

«Мессеры» один за другим последовательно атаковали крайних ведомых, после чего два Пе-2 запарили - у них была повреждена бензосистема. На самолете лейтенанта Башира Хамдохова все члены экипажа - штурман сержант Сергей Порошин и стрелок-радист младший сержант Иван Кабеев - были ранены, но пилот сумел дотянуть до своего аэродрома и сесть.

На «пешке» капитана Раздобудько загорелся мотор и, теряя высоту, горящий бомбардировщик под углом врезался в болото и взорвался. Буквально за несколько мгновений до падения из самолета с парашютом выбросился стрелок-радист сержант Григорий Жарков и приземлился неподалеку. Погибли пилот капитан Тимофей Раздобудько и штурман сержант Петр Сергеев. Это был их первый и последний вылет на Пе-2.

Первоначально останки капитана Раздобудько были похоронены на месте гибели, около села Белокаменка, немного позже их перезахоронили в Ваенге, нынешнем Североморске.

После гибели Раздобудько его должность инспектора-летчика по технике пилотирования ненадолго занял капитан Борис Сафонов - он продолжил начатое капитаном изучение английского истребителя «харрикейн», который в 1942 году станет основным защитником неба Заполярья и Карелии.

 


  • turist это нравится

#3595 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 540 сообщений
  • 54 тем
    Last Visit Сегодня, 19:25
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 09 Сентябрь 2019 - 17:03

e8470543eb5f.jpg


  • turist и hellcat это нравится

#3596 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 540 сообщений
  • 54 тем
    Last Visit Сегодня, 19:25
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 09 Сентябрь 2019 - 17:20

FLUGPLATZ "ESTLAND" - FLUGZEUG "JU 52" - STAFFELWAPPEN - FLUG n. Petsamo

d7be5a9683b2.png


  • turist это нравится

#3597 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 540 сообщений
  • 54 тем
    Last Visit Сегодня, 19:25
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 09 Сентябрь 2019 - 17:41

5bf471ae4479.png

81e86b66a2da.png


  • turist это нравится

#3598 OFFLINE   umptek

umptek

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 117 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Сегодня, 15:36
  • Город:Апатиты

Отправлено 09 Сентябрь 2019 - 20:20

Мост севернее ст. Пулозеро.



#3599 OFFLINE   hellcat

hellcat

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 844 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit Сегодня, 08:23
  • Город:Заполярный


Отправлено 09 Сентябрь 2019 - 20:33

e8470543eb5f.jpg

Знакомый Юнкерс с Титовки.

#3600 OFFLINE   Михаил Шемяков

Михаил Шемяков

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 540 сообщений
  • 54 тем
    Last Visit Сегодня, 19:25
  • Город:Сыктывкар

Отправлено 12 Сентябрь 2019 - 05:25

Подписано Pestamo-Kirkenes Finnland 1944

0bc3ce08ca95.png

e3e681f895c2.png


  • turist это нравится




ratisbons.com
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров