Перейти к содержимому


ratisbons.com
Фотография

Боевая АВИАЦИЯ за Полярным Кругом


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3583

#2501 OFFLINE   valeriyk

valeriyk

    Новый участник Форума

  • Пользователь
  • 2 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 10 Дек 2017 15:54
  • Город:Киев

Отправлено 15 Январь 2016 - 13:56

Статья из "Красной звезды от 14 окт. 1944 г.
Над фиордами Норвегии.

Издавна норвежские фиорды па севере
служили исходными рубежами для проникновения
в высокие широты Арктики.
Здесь, у 71й
параллели, строились научные
базы, метеорологические станции,
зарождались и росли города, селились
мужественные рыбаки. Отсюда люди пускались
в далекие плавания в полюсу,
открывали новые земли, изучали неизведанные
моря и, покоряя стихию, двигали
вперед мировую науку. Тогда полуостров
Вараигер и его порты Ввдох и Барде,
мыс Пордкап и мыс Нордкин, ТанаЯиюрд,
фиорды Порсангер и Лакее и бесконечное
множество бухт и бухточек были
обетованными землями для отважных
полярников. Люди побеждали здесь стихию,
подчиняя ее.
Но вот четыре года пазад сюда ворвались
немцы. Они погасили маяки Нордкапа,
расстреляли каждого шестого рыбака, а
остальных, которые не успели скрыться в
горах, загнали в концентрационные лагери.
Метеостанции, когдато
вещавшие миру
прогнозы погоды, заговорили о бомбах и
снарядах, о потопленных и торпедированных
судах, о тоннах награбленной никелевой
руды. 71я
параллель увидела караваны
под флагом с паучьей свастикой,
нагруженные тысячами, невольников, крадеными
богатствами Печенгекой области,
имуществом рыбаков, ученыхполярников.
Так север Норвегии перестал быть
аванпостом науки в Арктике. Немцы
превратили его в исходную позицию для
грабежей и разбоев на берегах Баренцева
моря.
Несколько месяцев назад, в конце минувшей
полярной ночи, в расположение
наших войск прибыл с полуострова Вараигер
норвежский рыбак. Он подобрал
там советского летчика, упавшего изза
непогоды, спрятал его от1 немцев у себя
в скалах, обогрел, вылечил и потом, проделав
далекий и .трудный путь, привел
на советскую территорию.
В тот день красноармейцы радовались
розовожелтой
полоске, появившейся на горизонте.
Приближалась весна, и все ждали
солнца. Но рыбак сказал:
— Четыре года над Норвегией не всходило
солнце. Четыре года моя страна
окутана черной ночью немецкой оккупации.
Пусть этот человек, — рыбак, указал
на летчика, — снова летит туда и
сбросит на гитлеровцев новые бомюы,
прогоняя ишак от фиордов...
* * *
Мы попали в мятель. Наша машина долго
болталась на большой высоте, чтобы не
зацепить за вершины гор. Уже ночью,
когда пурга прошла, самолет при фосфорическом
блеске Северного "сияния сел на
казавшемся пустынным аэродроме средь
скал.
Здесь в числе прочих документов нам
показали' короткие радиограммы с борта
самолета капитана Колесникова. Вот одна
из них: «11.57, квадрат такойто,
колонна
до 80 автомашин движением юговосток
». И тотчас работу Колесникова продолжали
штурмовики майора Еремина.
Старший лейтенант Буров получил приказ
атаковать врага. Пятерка ИЛ'ов
взмыла над запорошенными снегом сопками
и взяла курс на северозапад.
Под
крыльями проплывала унылая тундра.
Буров вел свою группу по наикратчайшей
прямой. Здесь уже установилась зима,
день стал невероятно короток, и поэтому
надо было спешить. Когда пилоты
достигли указанного квадрата, они увидели
черную змейку дороги и на пей —
крохотные букашки. То ползли немецкие
грузовики.
— Атакуем! — крикнул в микрофон
командир и прямо с хода_ пошел на цель.
За ним следовали младший лейтенант
Аибиндер, лейтенант Аринин, старший
лейтенант Вороненке и лейтенант Шебеко.
Прорываясь сквозь гущу зенитных
разрывов, летчики обрушили бомбы на
колонну. На втором заходе, спустившись
почти до земли, они с бреющего полета
расстреливали удирающих гитлеровцев.
На дороге пылали 16 пожаров.
Когда'
Буров выходил из пике, он увидел,
что наши истребители завязали бои
о немецкими самолетами. Хотелось еще раз
пробрить дорогу, но следовало торопиться.
Уже и так на замыкающий самолет лейтенанта
Шебеко наседали два немца, а с
оказавшегося почти рядом вражеского
аэродрома поднимались новые машины.
Буров вел пятерку на свою базу. Рядовой
Антипов, сидевший у турели на
самолете Шебеко, вел жаркий бой против
двух истребителей. Одного он зажег, и тот
камнем врезался» скалы, второй отвалил,
но и мотор штурмовика задымился. Лейтенант
Шебеко, перетянув линию фронта,
резко пошел на снижение.
Когда мы беседовали с Буровым, отряд
штурмовиков был уже в сборе. Лейтенант
Шебеко искусно посадил машину чуть ли
не в камни.
— А немцыто
всю ночь разбирали
пробку, — оказал Буров. —
Утром наши
летчики им еще подбавляли, так они
говорят, что движение на дороге не было
восстановлено.
* * *
Вот другой документ, поступивший от
авиационного разведчика. Он передан от
самой 71й
параллели: «12.17, Кунифиорден,
квадрат такойто,
караван судов
.до 40 посудин».
Цель заманчивая, но поразить ее было
сложнее. Немцы прикрывали караван
усиленным нарядом истребителей и
плотными завесами огня. Однако paз враг
обнаружен, — значит его надо сокрушить
во что бы то ни стало! И вот десять
морских летчиков под командованием
гвардейского офицера Маренко полетели
очищать небо над фиордом.
На борьбу с истребителями противника
в районе залива отводилось лишь три
минуты. Потом должны были подойти наши
бомбардировщики и приступить, как
говорят здесь, «к омовению неверных»,
тоесть
бомбить и топить немцев.
Когда десятка офицера Маренко подошла
к цели, с судов врага открыли ураганный
огонь. Пять «Мессеров», барражировавшие
ниже, сделали резкую горку и"
ушли в облака. Еще две группы самолетов
противника ходили по сторонам, приготавливаясь
к атаке.
Начался бой — и вот уже свои и
чужие перемещались. Немецкие зенитчики
попали в затруднительное положение. Куда
же бить, когда такая каша? Но вот
небо начало проясняться. Капитан Максимович
сбил одного немца, и тот ярким
факелом полетел в ледяные воды Баренцева
моря. Гвардеец Диденко свалил
второй самолет противника. На второй
минуте сражения фашисты не выдержали
и бросились врассыпную. Преследуя их,
моряки сбили еще две машины.
Теперь караван «охраняли» советские
истребители. «Это надежнее»! — думал
Маренко, поджидая своих бомбардировщиков.
Маневрируя средь разрывов зениток,
летчики стремительно проносились над
берегами полуострова Варангер. Под плоскостями
их машин плыл самый северный
край норвежской земли, одичавшей в результате
хозяйничания немцев. На высоких
скалистых берегах, где стояли когдато
селения рыбаков, развертывались знакомые
картины: разбитые и разрушенные
дома, обгорелые трубы печей, взорванные
и опустившиеся в воду причалы. И реки,
урезанные в каменистую почву, уныло
перекатывали свои волны через разрушенные
плотины когдато
работавших
электростанций.
Минули считанные минуты — и над
морем показалась армада советских бомбардировщиков,
охраняемых новой партией
истребителей. Посыпались бомбы,
вздыбилось море, полыхнуло пламенем и
пошло ко дну самое большое судно, загорелось
много других, и корабли немецкого
каравана бросились врассыпную. Тогда
за них взялись и истребители.
Чище стало у фиордов Норвегии, когда
кончился бой. На минуту проглянуло
солнце, как бы улыбнувшись победителям.
А тем временем к 71й
параллели,
курсом на северозапад,
шли уже новые
советские машины, неся гибель врагу.
Наши летчикиистребители
Бокий, Сорокин,
Климов, Коваленко, Покровский и
множество их боевых соратников господствуют
в воздухе вдоль по 71й
параллели
до самого мыса Нордкап. Есть и
такие советские соколы, которые видели
южную кромку льдов Ледовитого океана.
Истребители — в высоких широтах! Это
кажется невероятным, но это факт. Лютая
ненависть к немцам, жажда победы
всюду открывают путь нашим воинам.
Зима легла в Заполярьи. Белым саваном
окутала она берега Баренцова моря, запорошила
снегами камни и скалы северных
фиордов. Но в бурях/этой зимы явственно
чувствуется живительное дыхание
весны освобождения, весны победы.
Подполковник Л. ВЫС0К00СТР0ВСКИЙ

В статье много ошибок, особенно в фамилиях, что очень снижает качество документа. Я занимаюсь поиском материалов по 668-му штурмовому авиационному полку, в котором служил мой отец, и столкнулся с большим количеством ошибок в фамилиях именах и отчествах воинов, указанных в донесениях, наградных и других документах, на страницах сайтов. В данной статье (средняя часть) как раз идет рассказ о вылете штурмовиков Ил-2 668-го шап. Командиром полка был майор Еремин Василий Павлович. Здесь вкрались ошибки в фамилиях: Аибиндер - должно быть Анбиндер, Вороненке - Бороненков.



#2502 OFFLINE   valeriyk

valeriyk

    Новый участник Форума

  • Пользователь
  • 2 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 10 Дек 2017 15:54
  • Город:Киев

Отправлено 16 Январь 2016 - 14:15

 

Статья из "Красной звезды от 14 окт. 1944 г.
Над фиордами Норвегии.

Издавна норвежские фиорды па севере
служили исходными рубежами для проникновения
в высокие широты Арктики.
Здесь, у 71й
параллели, строились научные
базы, метеорологические станции,
зарождались и росли города, селились
мужественные рыбаки. Отсюда люди пускались
в далекие плавания в полюсу,
открывали новые земли, изучали неизведанные
моря и, покоряя стихию, двигали
вперед мировую науку. Тогда полуостров
Вараигер и его порты Ввдох и Барде,
мыс Пордкап и мыс Нордкин, ТанаЯиюрд,
фиорды Порсангер и Лакее и бесконечное
множество бухт и бухточек были
обетованными землями для отважных
полярников. Люди побеждали здесь стихию,
подчиняя ее.
Но вот четыре года пазад сюда ворвались
немцы. Они погасили маяки Нордкапа,
расстреляли каждого шестого рыбака, а
остальных, которые не успели скрыться в
горах, загнали в концентрационные лагери.
Метеостанции, когдато
вещавшие миру
прогнозы погоды, заговорили о бомбах и
снарядах, о потопленных и торпедированных
судах, о тоннах награбленной никелевой
руды. 71я
параллель увидела караваны
под флагом с паучьей свастикой,
нагруженные тысячами, невольников, крадеными
богатствами Печенгекой области,
имуществом рыбаков, ученыхполярников.
Так север Норвегии перестал быть
аванпостом науки в Арктике. Немцы
превратили его в исходную позицию для
грабежей и разбоев на берегах Баренцева
моря.
Несколько месяцев назад, в конце минувшей
полярной ночи, в расположение
наших войск прибыл с полуострова Вараигер
норвежский рыбак. Он подобрал
там советского летчика, упавшего изза
непогоды, спрятал его от1 немцев у себя
в скалах, обогрел, вылечил и потом, проделав
далекий и .трудный путь, привел
на советскую территорию.
В тот день красноармейцы радовались
розовожелтой
полоске, появившейся на горизонте.
Приближалась весна, и все ждали
солнца. Но рыбак сказал:
— Четыре года над Норвегией не всходило
солнце. Четыре года моя страна
окутана черной ночью немецкой оккупации.
Пусть этот человек, — рыбак, указал
на летчика, — снова летит туда и
сбросит на гитлеровцев новые бомюы,
прогоняя ишак от фиордов...
* * *
Мы попали в мятель. Наша машина долго
болталась на большой высоте, чтобы не
зацепить за вершины гор. Уже ночью,
когда пурга прошла, самолет при фосфорическом
блеске Северного "сияния сел на
казавшемся пустынным аэродроме средь
скал.
Здесь в числе прочих документов нам
показали' короткие радиограммы с борта
самолета капитана Колесникова. Вот одна
из них: «11.57, квадрат такойто,
колонна
до 80 автомашин движением юговосток
». И тотчас работу Колесникова продолжали
штурмовики майора Еремина.
Старший лейтенант Буров получил приказ
атаковать врага. Пятерка ИЛ'ов
взмыла над запорошенными снегом сопками
и взяла курс на северозапад.
Под
крыльями проплывала унылая тундра.
Буров вел свою группу по наикратчайшей
прямой. Здесь уже установилась зима,
день стал невероятно короток, и поэтому
надо было спешить. Когда пилоты
достигли указанного квадрата, они увидели
черную змейку дороги и на пей —
крохотные букашки. То ползли немецкие
грузовики.
— Атакуем! — крикнул в микрофон
командир и прямо с хода_ пошел на цель.
За ним следовали младший лейтенант
Аибиндер, лейтенант Аринин, старший
лейтенант Вороненке и лейтенант Шебеко.
Прорываясь сквозь гущу зенитных
разрывов, летчики обрушили бомбы на
колонну. На втором заходе, спустившись
почти до земли, они с бреющего полета
расстреливали удирающих гитлеровцев.
На дороге пылали 16 пожаров.
Когда'
Буров выходил из пике, он увидел,
что наши истребители завязали бои
о немецкими самолетами. Хотелось еще раз
пробрить дорогу, но следовало торопиться.
Уже и так на замыкающий самолет лейтенанта
Шебеко наседали два немца, а с
оказавшегося почти рядом вражеского
аэродрома поднимались новые машины.
Буров вел пятерку на свою базу. Рядовой
Антипов, сидевший у турели на
самолете Шебеко, вел жаркий бой против
двух истребителей. Одного он зажег, и тот
камнем врезался» скалы, второй отвалил,
но и мотор штурмовика задымился. Лейтенант
Шебеко, перетянув линию фронта,
резко пошел на снижение.
Когда мы беседовали с Буровым, отряд
штурмовиков был уже в сборе. Лейтенант
Шебеко искусно посадил машину чуть ли
не в камни.
— А немцыто
всю ночь разбирали
пробку, — оказал Буров. —
Утром наши
летчики им еще подбавляли, так они
говорят, что движение на дороге не было
восстановлено.
* * *
Вот другой документ, поступивший от
авиационного разведчика. Он передан от
самой 71й
параллели: «12.17, Кунифиорден,
квадрат такойто,
караван судов
.до 40 посудин».
Цель заманчивая, но поразить ее было
сложнее. Немцы прикрывали караван
усиленным нарядом истребителей и
плотными завесами огня. Однако paз враг
обнаружен, — значит его надо сокрушить
во что бы то ни стало! И вот десять
морских летчиков под командованием
гвардейского офицера Маренко полетели
очищать небо над фиордом.
На борьбу с истребителями противника
в районе залива отводилось лишь три
минуты. Потом должны были подойти наши
бомбардировщики и приступить, как
говорят здесь, «к омовению неверных»,
тоесть
бомбить и топить немцев.
Когда десятка офицера Маренко подошла
к цели, с судов врага открыли ураганный
огонь. Пять «Мессеров», барражировавшие
ниже, сделали резкую горку и"
ушли в облака. Еще две группы самолетов
противника ходили по сторонам, приготавливаясь
к атаке.
Начался бой — и вот уже свои и
чужие перемещались. Немецкие зенитчики
попали в затруднительное положение. Куда
же бить, когда такая каша? Но вот
небо начало проясняться. Капитан Максимович
сбил одного немца, и тот ярким
факелом полетел в ледяные воды Баренцева
моря. Гвардеец Диденко свалил
второй самолет противника. На второй
минуте сражения фашисты не выдержали
и бросились врассыпную. Преследуя их,
моряки сбили еще две машины.
Теперь караван «охраняли» советские
истребители. «Это надежнее»! — думал
Маренко, поджидая своих бомбардировщиков.
Маневрируя средь разрывов зениток,
летчики стремительно проносились над
берегами полуострова Варангер. Под плоскостями
их машин плыл самый северный
край норвежской земли, одичавшей в результате
хозяйничания немцев. На высоких
скалистых берегах, где стояли когдато
селения рыбаков, развертывались знакомые
картины: разбитые и разрушенные
дома, обгорелые трубы печей, взорванные
и опустившиеся в воду причалы. И реки,
урезанные в каменистую почву, уныло
перекатывали свои волны через разрушенные
плотины когдато
работавших
электростанций.
Минули считанные минуты — и над
морем показалась армада советских бомбардировщиков,
охраняемых новой партией
истребителей. Посыпались бомбы,
вздыбилось море, полыхнуло пламенем и
пошло ко дну самое большое судно, загорелось
много других, и корабли немецкого
каравана бросились врассыпную. Тогда
за них взялись и истребители.
Чище стало у фиордов Норвегии, когда
кончился бой. На минуту проглянуло
солнце, как бы улыбнувшись победителям.
А тем временем к 71й
параллели,
курсом на северозапад,
шли уже новые
советские машины, неся гибель врагу.
Наши летчикиистребители
Бокий, Сорокин,
Климов, Коваленко, Покровский и
множество их боевых соратников господствуют
в воздухе вдоль по 71й
параллели
до самого мыса Нордкап. Есть и
такие советские соколы, которые видели
южную кромку льдов Ледовитого океана.
Истребители — в высоких широтах! Это
кажется невероятным, но это факт. Лютая
ненависть к немцам, жажда победы
всюду открывают путь нашим воинам.
Зима легла в Заполярьи. Белым саваном
окутала она берега Баренцова моря, запорошила
снегами камни и скалы северных
фиордов. Но в бурях/этой зимы явственно
чувствуется живительное дыхание
весны освобождения, весны победы.
Подполковник Л. ВЫС0К00СТР0ВСКИЙ

В статье много ошибок, особенно в фамилиях, что очень снижает качество документа. Я занимаюсь поиском материалов по 668-му штурмовому авиационному полку, в котором служил мой отец, и столкнулся с большим количеством ошибок в фамилиях именах и отчествах воинов, указанных в донесениях, наградных и других документах, на страницах сайтов. В данной статье (средняя часть) как раз идет рассказ о вылете штурмовиков Ил-2 668-го шап. Командиром полка был майор Еремин Василий Павлович. Здесь вкрались ошибки в фамилиях: Аибиндер - должно быть Анбиндер, Вороненке - Бороненков.

 

Вот поспешил и сам сделал ошибку, извините. Правильная фамилия Бороненко, а не Бороненков.



#2503 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 567 сообщений
  • 171 тем
    Last Visit 16 Авг 2019 19:26
  • Город:Кола


Отправлено 14 Февраль 2016 - 18:03

Румянцев А.М. "В штабе Северного флота" стр.74-75 в сборнике "На земле, в небесах и на море" 1988г.

 

Известно ли имя сбитого лётчика, упоминаемого в тексте ?

 

"... В один из тех начальных дней войны мне привелось увидеть пленного гитлеровца - лётчика, капитана люфтваффе, самолёт которого флотские зенитчики подбили над побережьем. Сумев кое-как посадить машину в безлюдном месте, немец скитался двое суток по тундре, после чего сдался встретившимся ему русским - безоружным рыбакам. Те переправили его на дозорный катер, и лётчика доставали в Полярный. Это был первый пленный североморцев, да к тому офицер,  и командующий приказал привести лётчика к нему. Меня контр-адмирал Головко пригласил присутствовать при допросе.

Когда я вошёл, Арсений Григорьевич с любопытством рассматривал обнаруженную в планшетке пленного карту.

- Вот поглядите-ка, - протянул он её мне, - какую дорогу эти турки нам проложили. Было бы совсем неплохо её иметь !

На карте, отпечатанной литографским способом, была обозначена железная дорога, протянувшаяся по западному берегу Кольского залива  от Колы до Полярного. В действительности здесь не существовало не только железной, но и какой-либо другой приличной дороги - местность была труднопроходимой для любого транспорта."

 

Про железную дорогу на карте есть на "Кольских картах" Загадка старой английской карты или железная дорога-фантом

http://www.kolamap.r.../doc/enghs.html

 

 

_1922_1.jpg
Фрагмент английской карты "Россия & Финляндия" из атласа "The Times Atlas of the World". London, 1922 г.

Несколько лет назад, рассматривая английскую карту, изданную в 1922 г., я обратил внимание на странное несоответствие. На ней (карте), железная дорога не оканчивается на восточном берегу Кольского залива в Мурманске, а тянется вдоль западного берега Кольского залива и упирается в город-порт Александровск (ныне г. Полярный). Однако, никакой железной дороги, вдоль западного берега Кольского залива, никогда не было и нет.

Заинтересовавшись этим казусом, я стал просматривать имеющийся у меня материал, и обнаружил удивительное совпадение! На более ранней американской карте «Крупномасштабная карта России в Европе», выпущенной в 1918 г., был так же обозначен этот несуществующий отрезок (около 42 км). Получалось, что это не случайная ошибка.

 

_1918_2.jpg
Фрагмент американской карты"Large scale map of Russia in Europe". 1918 г.


Сравнив обе карты, я пришел к выводу — несмотря на различие в масштабах, английская и американские карты сильно похожи. Они содержат одни и те же особенности. На обоих указана железнодорожная станция Масельская («Masselsk» на английской карте и «Masselskaia» на американской), на других картах того времени не отмеченная. Более того на обеих не отмечен Романов-на-Мурмане (Мурманск), хотя он был заложен еще в 1916 году, и армии союзников в нём уже побывали. Теоретически, английский атлас мог скопировать ошибки американской. Возможно, но откуда на американской карте появился этот отрезок железной дороги?

Тут необходимо вспомнить, что в первую мировую (1914-1918 гг.) войну, Россия была отрезана немцами от поставок из Европы на Черном море и Балтике, Архангельский порт замерзал на много месяцев, оставался Александровск (Полярный), действующий глубоководный незамерзающий порт. Порт Романов-на-Мурмане (Мурманск) ещё предстояло построить.

 

http://www.kolamap.r...stnik/plan.html

Карта с выставки 2006 г. План направления ж/д линий, 1916 г. Никаких намёков на путь в Александровск нет. Дорога оканчивается на ст. Мурманск.


Если предположить, что железную дорогу планировали протянуть вдоль левого берега Кольского залива до Александровска, то эти планы и могли стать причиной появления на картах союзников (американцев и англичан) несуществующего отрезка. Вроде бы всё сходится.

Однако, побывав в 2006 году на выставке посвященной 90-летию постройки Мурманской железной дороги, осмотрев документы и планы строительства, никаких упоминаний об этом участке я не нашел. Что странно, никаких упоминаний об этих планах нет и у историков-краеведов. В частности, у авторитетного историка И. Ф. Ушакова в его работе «Мурманка», об этом ни слова. Загадка оставалась.

Спустя некоторое время, на американском сайте аEducational Technology Clearinghouse, натыкаюсь на карту-схему «The Murman Coast and Archangel, 1918», на которой ясно вычерчен этот отрезок. Там же, вижу еще одно подтверждение — карта 1920 г. «Russia in Europe and Caucasia». И тут же, нахожу этот отрезок уже на немецкой карте изданой в Лейпциге аж в 1924 г. Чудеса, да и только! Если предположить, что англичане и американцы копировали ошибки друг у друга (всё таки союзники), то уж о немецкой точности и аккуратности говорить не приходится.

1920_murman.jpg

Фрагмент карты-схемы "The Murman Coast and Archangel", 1918, изданной в 1920 г.

 

1920_caucas.jpg

Фрагмент карты "Russia in Europe and Caucasia", 1920 г

 

1924_.jpg

Немецкая карта "Nordpolarlander", 1924 г.


Идём дальше. Работая над оцифровкой книги В. Н. Семенковича “Север России в военно-морском и коммерческом отношениях”, 1894 г. издания, читаю: «..Такая дорога коснется Кандалакшского залива Белого моря и выйдет к Екатерининской гавани Кольского залива или к другому пункту, удобному для сооружения незамерзающего порта на Мурмане..» Эти строчки косвенно подтверждают, что первоначальный замысел подразумевал развитие порта Александровск, как конечного пункта Мурманской железной дороги, но впоследствии планы были изменены.

На вопрос: отчего в разные годы, американцы, англичане и немцы, вопреки реальному положению вещей, продолжали вычерчивать на своих картах, этот несуществующий участок дороги? Ответа пока нет. Можно предположить, что этот несуществующий отрезок есть результат некоей игры контрразведки союзников по дезинформации германского генштаба, но это пока лишь безосновательное представление.

Исследование продолжается.

© И. Воинов, 2005-11 гг.



#2504 OFFLINE   hellcat

hellcat

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 841 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 22 Авг 2019 19:12
  • Город:Заполярный


Отправлено 15 Февраль 2016 - 04:45

Румянцев А.М. "В штабе Северного флота" стр.74-75 в сборнике "На земле, в небесах и на море" 1988г.

 

Известно ли имя сбитого лётчика, упоминаемого в тексте ?

 

"... В один из тех начальных дней войны мне привелось увидеть пленного гитлеровца - лётчика, капитана люфтваффе, самолёт которого флотские зенитчики подбили над побережьем. Сумев кое-как посадить машину в безлюдном месте, немец скитался двое суток по тундре, после чего сдался встретившимся ему русским - безоружным рыбакам. Те переправили его на дозорный катер, и лётчика доставали в Полярный. Это был первый пленный североморцев, да к тому офицер,  и командующий приказал привести лётчика к нему. Меня контр-адмирал Головко пригласил присутствовать при допросе.

Когда я вошёл, Арсений Григорьевич с любопытством рассматривал обнаруженную в планшетке пленного карту.

Вот тут можно узнать про этого лётчика http://rostislavddd....com/19925.html


#2505 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 567 сообщений
  • 171 тем
    Last Visit 16 Авг 2019 19:26
  • Город:Кола


Отправлено 15 Февраль 2016 - 05:04


#2506 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 567 сообщений
  • 171 тем
    Last Visit 16 Авг 2019 19:26
  • Город:Кола


Отправлено 15 Февраль 2016 - 05:05

 

 

Пишет, "СТРАНИЦА НЕ НАЙДЕНА"


Сообщение отредактировал DMS: 15 Февраль 2016 - 05:06


#2507 OFFLINE   udav_9

udav_9

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 531 сообщений
  • 10 тем
    Last Visit 03 Авг 2019 05:20
  • Город:город-герой Мурманск

Отправлено 15 Февраль 2016 - 06:02

Это, видимо, связано с начавшимся в конце 19-го, начале 20-го веков строительством узкоколеек.

Вот на этом ресурсе посмотрите по Полярному обстоятельства стройки.

http://infojd.ru/uzk51.html



#2508 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 567 сообщений
  • 171 тем
    Last Visit 16 Авг 2019 19:26
  • Город:Кола


Отправлено 15 Февраль 2016 - 07:08

Это, видимо, связано с начавшимся в конце 19-го, начале 20-го веков строительством узкоколеек.

Вот на этом ресурсе посмотрите по Полярному обстоятельства стройки.

http://infojd.ru/uzk51.html

 

Отвлечёмся от авиа темы....  Там пишут про узкоколейку в черте Полярного, на картах же от Колы "тянется". Хотя может и картографы ошиблись.



#2509 OFFLINE   hellcat

hellcat

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPip
  • 1 841 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 22 Авг 2019 19:12
  • Город:Заполярный


Отправлено 15 Февраль 2016 - 17:20

 

 

 

Пишет, "СТРАНИЦА НЕ НАЙДЕНА"

 

Странно, у меня всё открывается.

 

http://rostislavddd.....com/19925.html



#2510 OFFLINE   rogi

rogi

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 799 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 15 Авг 2019 01:58

Отправлено 16 Февраль 2016 - 04:21

По первой ссылке в конце пробел был лишний.



#2511 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 567 сообщений
  • 171 тем
    Last Visit 16 Авг 2019 19:26
  • Город:Кола


Отправлено 16 Февраль 2016 - 05:34

По первой ссылке в конце пробел был лишний.

 

Спасибо, интересно.



#2512 OFFLINE   Олегыч

Олегыч

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 153 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 11 Мар 2019 07:20
  • Город:Домодедово

Отправлено 10 Март 2016 - 13:16

Всех приветствую.

Год назад я сильно озадачил форум, когда искал следы моего деда Егорова А.Н. Результатом большой работы форумчан и меня, стала экспедиция на место падения самолёта и этот очерк. В знак уважения и благодарности к Блокгаузу я публикую его здесь.

Объём большой, на форум не влез. Даю ссылку в облако. Файл PDF.

Если найдёте несоответствия историческим данным, пишите прямо здесь, я потом откорректирую текст.

https://cloud.mail.r.../6Gbu/48TJc1JvV


  • udav_9 это нравится

#2513 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 570 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Вчера, 19:08
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 10 Март 2016 - 15:56

Олег, здравствуйте! Есть неточности:

- Нужно убрать упоминание о расположения в Наутси группы Рубеля (163 пд). В 1942 году их там не было. 

- Подполковник А. Пеннанен назван старшим лейтенантом. 

- Архив (финский) назван arcisto, а нужно arkisto.



#2514 OFFLINE   sk16rus

sk16rus

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 231 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 26 Июл 2019 17:41
  • Город:Казань

Отправлено 10 Март 2016 - 17:44

Олег, на стр. 8 (самый нижний абзац) немного непонятно написано подразделение

 

Stab!!!./JG5

С уважением

Красильников Сергей

P.S. Если желаете, можете создать отдельную тему о Вашем деде и опубликовать очерк у меня на форуме.



#2515 OFFLINE   Олегыч

Олегыч

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 153 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 11 Мар 2019 07:20
  • Город:Домодедово

Отправлено 10 Март 2016 - 17:52

Здравствуйте, Юрий Иванович.

Благодарю за внимание к деталям. По существу:

1. Уберу. Но это, по-моему Ваше упоминание. Из текста темы "От Петсамо до Печенги". Не ошиблись? Но увольте, в третий раз штудировать тему не смогу. Приму как есть.

2.Это упоминание о Пеннанене из его дневников. Перевод делали сами финны. У меня есть три перевода событий, относящихся к августу 1942г.( его дневников ), и один из них делал действующий(!) полковник финских вооружённых сил. Потомок соратника Маннергейма. Вот даже как получилось. Там упоминание о перемещении ст.лейтенанта ( полковника ) Пеннанена от поста к посту KV. Может однофамилец? А какое звание носил Пеннанен в августе 1942г.?

3.Опечатка.



#2516 OFFLINE   Олегыч

Олегыч

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 153 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 11 Мар 2019 07:20
  • Город:Домодедово

Отправлено 10 Март 2016 - 17:59

Сергею Красильникову.

Может не !!!, а III? Как правильно? Некоторые материалы просто перепечатывал, не являясь спецом.

Вам предоставляю полное право на использование моих материалов. Со ссылкой, конечно, на Блокгауз.

А вообще я мало нашёл упоминаний о 608 ББАП в литературе, фото и т.д. Вам все карты в руки.

У вас, на севере я нашёл много энтузиастов-краеведов своей истории. Каюсь, даже не всем дал ссылку на очерк.


Сообщение отредактировал Олегыч: 10 Март 2016 - 18:02


#2517 OFFLINE   sk16rus

sk16rus

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 231 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 26 Июл 2019 17:41
  • Город:Казань

Отправлено 10 Март 2016 - 18:09

Сергею Красильникову.

Может не !!!, а III? Как правильно?

 

Ну да - Stab III/JG5 - я просто изначально не понял, о какой группе речь.

 

А по теме - дело в том, что 608-ой БАП у меня нигде не "светится", хотя воевал в Карелии.
И, если Вам "лениво" самому писать, вышлите, пожалуйста, текстовый вариант вашей работы, а я потом вам сообщу ссылку на тему.

 

Спасибо.

 

Электропочта: sk16rus@mail.ru



#2518 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 570 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit Вчера, 19:08
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 10 Март 2016 - 18:44

Здравствуйте, Юрий Иванович.

Благодарю за внимание к деталям. По существу:

1. Уберу. Но это, по-моему Ваше упоминание. Из текста темы "От Петсамо до Печенги". Не ошиблись? Но увольте, в третий раз штудировать тему не смогу. Приму как есть.

2.Это упоминание о Пеннанене из его дневников. Перевод делали сами финны. У меня есть три перевода событий, относящихся к августу 1942г.( его дневников ), и один из них делал действующий(!) полковник финских вооружённых сил. Потомок соратника Маннергейма. Вот даже как получилось. Там упоминание о перемещении ст.лейтенанта ( полковника ) Пеннанена от поста к посту KV. Может однофамилец? А какое звание носил Пеннанен в августе 1942г.?

3.Опечатка.

       Да, во второй фазе операции по выводу 19 горного корпуса в третьей декаде октября 1944 года в том районе размещался штаб 163 пехотной дивизии из 36 корпуса вермахта, пришедшего на помощь с южного фланга 20 армии в Карелии. 

       Звание Пеннанена в то время было подполковник. Его заместитель Тиитола был майором. Ошибка рождается наличием в написании звания по-фински (и по-немецки тоже) слова "лейтенант". Правильно по-фински - "everstiluutnantti" - "полковник-лейтенант", звание между майором и полковником. 


Сообщение отредактировал Ivanovich: 10 Март 2016 - 18:50


#2519 OFFLINE   Олегыч

Олегыч

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 153 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 11 Мар 2019 07:20
  • Город:Домодедово

Отправлено 10 Март 2016 - 19:06

SK

Я пользовался также и материалами с Вашего сайта. И речь не о лени. Даже просто поддержание созданных мною тем на форумах достаточно хлопотно. Word вышлю, но хотелось бы попозже, скорректированного. Вон уже сколько правок.



#2520 OFFLINE   sk16rus

sk16rus

    Участник Форума

  • Пользователь
  • Pip
  • 231 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 26 Июл 2019 17:41
  • Город:Казань

Отправлено 11 Март 2016 - 03:44

Олегыч, прошу прощения, если вы меня неправильно поняли..

Я говорил не о лени, а написал "лениво"... :39: 

Это именно то, о чём вы говорите...

 

И естественно, лучше публиковать откорректированный вариант.

Заранее спасибо

 

С уважением

Красильников Сергей






ratisbons.com

Лучший Форум военных коллекционеров