Перейти к содержимому


ratisbons.com edelweiss-antiques.com 1abutik.ru
Фотография

Найден самолет Алексея Хлобыстова


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 53

#1 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 13 Октябрь 2009 - 18:42

Привожу статью, опубликованную в газете "Западная Лица" от 9 октября этого года (№ 40(941).

Называется статья "В НЕБО НАВЕЧНО УШЕДШИЕ". Автор - Валерий Чернышов.

"Более пятнадцати лет участники поисковой группы "Икар" нашего города занимаются поиском летчиков, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. В течение всего этого времени бессменным руководителем группы является полковник юстиции запаса Валерии Чернышев. Сегодня Валерий Петрович сообщает подробности о последней, поистине уникальной, находке поисковиков: недалеко от Заозерска обнаружены места падений самолетов Героя Советского Союза гвардии капитана Алексея Хлобыстова и его ведомого гвардии младшего лейтенанта Александра Колегаева, не вернувшихся с боевого задания 13 декабря 1943 года."

Сообщение отредактировал Dietrich: 13 Октябрь 2009 - 19:05


#2 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 13 Октябрь 2009 - 18:47

Из книги "Асы Сталина": Капитан Хлобыстов Алексей Степанович родился 23 февраля 1918 года в дер. Второе Захаром Рязанской обл. В 1938 году учился летать в Устомском аэроклубе, через год призван в армию, обучался в Качинскрм ВАУ. В июне 1941 года находился в 153-м ИАП на Ленинградском фронте в звании лейтенанта, одержал первую победу на биплане И-153. Позднее воевал на Волховском фронте, летал на МиГ-3. Затем получил назначение в 147-й ИАП на Карельском фронте, под Мурманском. Теперь летал на самолете Кертисс П-40 "Томагавк", Прославился 8 апреля 1942 года: в этот день в группе сбил "Юнкерс-87" и уничтожил тараном «Мессершмитт-110». Но даже после этого его самолет остался цел, и Хлобыстов благополучно приземлился, потеряв часть крыла. 14 мая добился очередной победы тараном, однако на этот раз его самолет был подбит, и он был вынужден выброситься с парашютом. 6 июня 1942 года награжден орденом Красного Знамени за боевые действия под Ленинградом. Последующие заслуги отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина и вторым орденом Красного Знамени. Продолжал результативные боевые вылеты, однако 13 декабря 1943 года погиб в бою. В это время был командиром эскадрильи 20-го ГвИАП (такое наименование получил бывший 147-й ИАП). Имел на своем счету 31 сбитый самолет (24 — в группе).

Прикрепленные файлы



#3 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 13 Октябрь 2009 - 18:52

Несколько лет назад нам стало известно о месте падения одного из этих самолетов. Обломки крылатой машины, упавшей на склон сопки, покрытый мхом и другой низкорослой тундровой растительностью, нам показал один из жителей Заозерска, который знал о моем увлечении авиационным поиском.

Поскольку членам поисковой группы "Икар" уже неоднократно доводилось обследовать подобные места авиакатастроф времен войны и имелся некоторый опыт поисковой работы, нам не составило особого труда определить тип разбившегося самолета. Фрагменты стоек шасси, бронеспинка и другие характерные детали конструкции не оставляли сомнений, что перед нами — американский истребитель П-40 "Киттихоук", поставлявшийся в СССР в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу.

Судя по разлету обломков и их размерам можно было предположить, что самолет либо взорвался в воздухе, либо в крутом пикировании столкнулся с землей: оплавленные и покореженные фрагменты находились в радиусе до 50 и более метров от эпицентра удара. Следов, свидетельствовавших о гибели пилота вместе с самолетом, обнаружено не было.

Из-за испортившейся погоды (была осень) и недостатка светлого времени детально обследовать место падения самолета нам в тот раз не удалось. Но близость этой точки к Заозерску порождала уверенность в том, что в ближайшее время у нас будет возможность вновь посетить ее. И все же ряд фрагментов, представляющих интерес с точки зрения музейной экспозиции, мы отобрали и подготовили к вывозу.

Увы, из-за текущих дел, работы, а затем и отпусков повторное посещение места находки неоднократно откладывалось. И хотя в зимний период на снегоходе нам удалось вывезти часть отложенных деталей, в силу тех же причин тщательно они не исследовались.

Осенью 2008 года мы, следуя информации, полученной от знакомого охотника, посетили еще одну подобную точку, расположенную примерно в 3 километрах к северу от описанного выше места падения самолета. По обломкам нам удалось установить, что и в этот раз обнаруженной машиной был подобный самолет — "Киттихоук". Более того, мы обнаружили часть пластиковой информационной таблички, где имелось обозначение типа данного самолета — "Р-40", Причем на уцелевшей бронеспинке просматривался нанесенный краской четырехзначный номер: первая цифра угадывалась с трудом, но последние три читались вполне хорошо — 167. Останков летчика, как и в первом случае, обнаружить не удалось.

К этому времени мы уже располагали достаточно подробной информацией о потерях нашей авиации на Северном театре военных действий в годы войны. Кроме того, поисковики "Икара" приобрели навыки в вопросах обнаружения заводских номеров на фрагментах и узлах различных типов самолетов, в том числе и "Киттихоуках", где такой номер наносился, как правило, на бронеспинке, со стороны места пилота, а также штамповался на некоторых деталях.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ___.jpg   43,07К   139 скачиваний


#4 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 13 Октябрь 2009 - 18:54

Результаты второй экспедиции дали нам веские основания полагать, что мы обследовали место падения самолета гвардии младшего лейтенанта Александра Колегаева — ведомого Алексея Хлобыстова, Согласно данным журнала учета потерь материальной части 20-го гвардейского истребительного авиаполка (ГвИАП), заводской номер "Киттихоука" Колегаева — 1167. Если это так, то не являются ли обнаруженные ранее поблизости обломки самолета того же типа фрагментами машины его ведущего гвардии капитана Хлобыстова, номер которой, согласно тем же данным, 1134?
С неподдельным волнением. скрупулезно и детально мы осмотрели вывезенные ранее обломки. На двух из них нами были обнаружены выштампованные номера "1134"!

Уже в сентябре этого года, как только представилась возможность, мы снова выехали на место падения первого обследованного нами "Киттихоука" и обнаружили еще один фрагмент с тем же номером!

Вне всяких сомнений, это действительно самолет знаменитого летчика, Героя Советского Союза Алексея Степановича Хлобыстова, имя которого увековечено в названии морских судов и улиц наших городов, в том числе и Мурманска! И теперь мы точно знаем место его гибели. Удача?! Безусловно. А для людей, причастных к истории боевой деятельности советской авиации в годы Великой Отечественной войны и к поисковой работе, — это настоящая сенсация!

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  _____.jpg   130,19К   111 скачиваний


#5 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 13 Октябрь 2009 - 18:58

Несмотря на то, что о боевой деятельности капитана Хлобыстова и его подвигах написано немало книг и статей, точные обстоятельства последнего вылета известного воздушного аса и его ведомого, а также их гибели до настоящего времени оставались неизвестными.

В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, где нам неоднократно доводилось работать, содержатся официальные исторические документы о последнем полете Героя и его ведомого. Согласно выписке из журнала боевых действий 20-го гвардейского истребительного авиаполка, в котором служили Хлобыстов и Колегаев, 13 декабря 1943 года оба пилотируемых ими "Киттихоука" вылетели на "свободную охоту" в район линии фронта, а также по дорогам Петсамо-Титовка (река), и с боевого задания не вернулись.

Из официального донесения об этом боевом вылете:

"В 11.13 гвардии капитан Хлобыстов в паре с гвардии младшим лейтенантом Колегаевым вылетели с аэродрома Мурмаши. Над аэродромом была установлена радиосвязь с КП полка, после чего два "П-40" легли на курс в западном направлении. Больше данных о действиях самолетов по радио не получали.

По докладу командования наземных войск, после пролета наших самолетов, на территории противника в районе высоты 105,3 был слышен большой силы взрыв, после наблюдали падение горящего самолета. Предположительно, ведущий гвардии капитан Хлобыстов пулеметным огнем взорвал склад боеприпасов и сам подорвался на взрывной волне или, будучи подбит и сам ранен, направил свой самолет на склад и взорвал его, а сам погиб, ведомый гв. младший лейтенант Колегаев был сбит зенитным огнем.

Примечание: удаленность мест падения самолетов на территории, занятой врагом, от переднего края наших войск — ~8-10 км исключает возможность, чтобы войска могли слышать взрыв самолета. Вероятно, войска слышали взрыв склада боеприпасов, так как, по сообщению войск, взрыв был большой силы
".

#6 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 13 Октябрь 2009 - 19:00

Из документов 20-го ГвИАП также видно, что на следующий день на поиски не вернувшихся самолетов в тот же район вылетала другая пара истребителей, которые не смогли выполнить задание из-за плохих метеоусловий. Неоднократные и, к сожалению, безуспешные попытки найти место гибели Героя предпринимались и в послевоенные годы...

Итак, по официальной версии, гвардии капитан Хлобыстов погиб, направив свой самолет в склад боеприпасов противника. Однако из приведенного документа видно, что выводы командования носят лишь предположительный характер.

Вместе с тем, из того же донесения ясно, что оба самолета упали вне зоны видимости наших войск, на оккупированной территории.
Действительно, места падений этих самолетов находятся за линией фронта, в районе, который в тот период был занят врагом. Между тем, в ходе поисковых работ мы убедились, что обе машины упали в голой тундре, на значительном удалении от позиций и оборонительных сооружений противника, что делает версию огненного тарана вражеского склада боеприпасов маловероятной.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ______.jpg   71,32К   93 скачиваний


#7 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 13 Октябрь 2009 - 19:03

Возможный ответ на загадку гибели наших летчиков, как нам представляется, имеется в том же архиве.

Так, 11 января 1944 года над полуостровом Рыбачий нашими зенитчиками был подбит немецкий истребитель "Мессершмитт-109", пилот которого командир 9-го отряда 5-й истребительной эскадры капитан Ганс-Герман Шмидт был взят в плен после вынужденной посадки. На допросе пленный летчик охотно давал показания и предоставил нашему командованию немало ценных сведений о численности и дислокации авиационных частей противника. Помимо этого, военнопленный также рассказал и о происшествии, случившемся, по его словам, в один из дней первой декады декабря 1943 года.

Согласно протоколу его допроса, в тот день вражеские ".. .посты воздушного наблюдения доложили о полете двух самолетов типа "Киттихоук" вдоль линии фронта. При этом полете прикрывающий самолет сделал неудачный маневр и врезался в своего ведущего. Оба самолета упали и сгорели вместе с пилотами. Возникшая при этом полете ружейно-пулеметная стрельба дала пехотному подразделению основания утверждать, что оба самолета были сбиты пехотным оружием".

После этого, в конце протокола, имеется примечание допрашивающего о том, что в данном случае "...предположительно, речь идет о Герое Советского Союза товарище Хлобыстове, который не вернулся с боевого задания".

В ходе раскопок в местах обнаружения самолетов, а также при работе с архивными документами мы стараемся учитывать все возможные варианты развития событий и поэтому не спешим с выводами. Возможно, что в ходе дальнейших работ на местах падения этих самолетов нам удастся обнаружить останки погибших летчиков. Не исключаем мы и той возможности, что их могли захоронить и немцы. Такие случаи известны.

Вероятно, сохранились иные архивные документы, в том числе и нашего бывшего противника, где содержится дополнительная информация, которая может более детально прояснить обстоятельства гибели Алексея Степановича Хлобыстова и Александра Семеновича Колегаева. Мы будем продолжать поиски и непременно расскажем об их результатах, а в ближайшее время установим памятники на местах гибели летчиков и их самолетов, историю которых поведали нам уцелевшие фрагменты крылатых машин — немые свидетели событий, далеких военных лет".

#8 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 13 Октябрь 2009 - 19:06

Вот такая история с самолетами...

#9 OFFLINE   VladimirB

VladimirB

    Активный участник Форума

  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPipPipPip
  • 12 654 сообщений
  • 500 тем
    Last Visit 09 Май 2022 16:08
  • Город:Москва-Феодосия


Отправлено 14 Октябрь 2009 - 07:37

Вот это история!!! Вечная память летчикам...

#10 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 14 Октябрь 2009 - 10:50

Спасибо, Дмитрий! История трагична и почти завершена. Надо надеяться, что они похоронены. Вечная им память!

#11 OFFLINE   Питомник

Питомник

    Член Клуба "Блокгауз"

  • Член Клуба "Блокгауз"
  • PipPipPipPipPip
  • 4 676 сообщений
  • 164 тем
    Last Visit 10 Сен 2021 13:36
  • Город:Stalingrad Steppe !


Отправлено 14 Октябрь 2009 - 12:51

Мазуты сухопутные , вечно стреляют по всему что в воздухе .... Какого аса шальная пуля сгубила ....
Вечная память !

#12 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 16 Октябрь 2009 - 09:25

Пехотинца легко обидит каждый. Только вот причём здесь они? Нужно представить себя на Западной Лице 13 декабря 1943 года. Понедельник. Четвёртый день скотская погода, она же нелётная. Низкая облачность. От холода рёбра трещат. Ровно середина между полнолуниями. Почти через час после рассвета взлетает пара самолётов - А.Хлобыстов с ведомым. Потолок полёта обычный для этого времени года на высоте 200-300 метров. Какой пехотинец будет стрелять из своего карабина по самолёту, уже пролетевшему над ним? Чтобы потом драить ружьё от нагара? До бани (а 26 декабря через 13 дней в воскресенье Рождество и фельдфебель подтянет баню в канун праздника- на праздник обещали концертную бригаду из Берлина) испачкать руки в щёлоке? Вот дежурный Эрликон засадить длинной очередью из 4-х стволов мог так, что поневоле отскочишь в сторону, под винт ведомого.
В первый месяц войны всякое бывало: ротами палили по одиночным самолётам. Почитайте, к августу 1941 года дивизионные тылы вермахта были без винтовочных патронов. Здесь уже 5-й год войны и фронтовики наугад палить в пустое небо не будут. Корпусная артиллерия ПВО не имеет отношения к ПВО Люфтваффе, и оповещать о падении русских самолётов штабы авиационных групп не будет. Да у них и связи не было. Капитан Шмидт действительно был сбит над Рыбачьим 11 января 1944 года. Представьте себе его допрос: "Вы что-нибудь можете нам рассказать?". "Я, я, натюрлих!" И поведает историю падения двух самолётов в первой декаде декабря. (Хлобыстов был сбит во второй декаде). Конечно, таких вопросов ему и не задавали. А стандартный вопрос Смерша: "вы не слышали что-либо о судьбе лётчиков двух наших самолётов сбитых на Лице месяц назад?" был, разумеется задан. И только это интересовало наши органы, это точно. При всём этом и какие-то странности: взрыв за 10 вёрст не будет слышен. Это почему? Живя ровно в 10-ти километрах от танкодрома (Луостари) я чётко слышал пулемётную стрельбу. А уж взрыв бы и подавно был слышен. А то, что была сбита пара русских самолётов, так 15 декабря (через день, и тоже во второй декаде) фельдфебель Хорст Ролли сбил в течение 2-х минут два точно таких же самолёта, в 9.53 и в 9.54.
Самолёты Хлобыстова с ведомым упали в снег и понятно, что немцы искать останки пилотов не стали. Если только весной... Или после войны прикопали фрагменты костей охотники или военнослужащие. Могли и хищники растащить. Хотя случаи захоронения наших лётчиков противником действительно не редкость. У П.Кареля кажется, идут колонны отступающей немецкой пехоты по дороге мимо простой свежей могилы нашего лётчика с лежащей на ней медалью Героя Советского Союза.

#13 OFFLINE   Ivanovich

Ivanovich

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 636 сообщений
  • 1 тем
    Last Visit 30 Июн 2020 17:03
  • Город:Заполярный - Жигулёвск


Отправлено 17 Октябрь 2009 - 08:57

Долго искал автора версии со взорванным складом боеприпасов и нашёл. Это из рапорта командира 20 Гвард. полка и старшего штурмана этого же полка. Этот рапорт оказался в архиве и послужил источником кривотолков.

=В канун Нового, 1944 года эскадрилья потеряла одного из лучших своих воздушных бойцов. Не вернулся из боевого полета на свой аэродром Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Алексей Хлобыстов. Его долго вызывали по радио, терпеливо ждали, запрашивали соседние аэродромы, не сел ли там, связывались со стрелковыми частями переднего края, сопоставляли их наблюдения и сообщения.
Что же произошло? Как случилось несчастье? Эти вопросы волновали не только нового командира эскадрильи гвардии капитана И. Жарикова, но и гвардии майора Г. Громова, ставшего к этому времени штурманом полка.
Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Алексей Хлобыстов вместе с летчиком гвардии младшим лейтенантом Калегаевым 13 декабря 1943 года на двух самолетах вылетели на свободную охоту. По докладам командования наземных войск после пролета наших самолетов над территорией противника из района высоты 105,3 был [298] слышен взрыв большой силы с последующим пожаром. После чего войска наблюдали падающий горящий самолет.
Было перехвачено сообщение финской широковещательной радиостанции о том, что 13 декабря 1943 года были сбиты два советских самолета, прорвавшиеся в глубокий тыл.
Командир 20-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии подполковник М. Семянистый со штурманом полка гвардии майором Г. Громовым тщательно анализировали эти данные. Они пришли к двум заключениям: первое — гвардии капитан А. Хлобыстов пулеметным огнем взорвал склад боеприпасов и при выходе из пикирования подорвался на взрывной волне; второе — будучи подбит и ранен, Хлобыстов направил свой самолет на склад, взорвал его и сам погиб. Ведомый же, гвардии младший лейтенант Калегаев, во время атаки Хлобыстовым склада потерял его и при поиске был сбит огнем с земли. Падение его на горящем самолете и наблюдали наземные войска. =
Это отрывок из книги А.И.Бескоровайного "И в сердце каждом отзовётся". Впрочем, если прочесть книгу, то будут видны огрехи, ошибки и выдумки. Последние очень заметны. Фраза "по докладам командования наземных войск" не имеет под собой ничего. Была просьба опросить фронтовые подразделения с целью выяснить, может они что-то видели и слышали? И спустя продолжительное время пришлось что-то писать...

#14 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 519 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 09 Май 2022 18:10


Отправлено 29 Октябрь 2009 - 20:06

"Вечерний Мурманск":

http://vmnews.ru/soc...ut-iz-nebyitiya

#15 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 824 сообщений
  • 209 тем
    Last Visit 12 Май 2022 18:57
  • Город:Кола


Отправлено 13 Январь 2010 - 07:41

На soldat.ru"...размещена именная база данных летчиков, погибших в небе Северо-Запада, а именно от Мурманской области до нынешней Тверской включительно. В базе 13379 записей...."

#16 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 824 сообщений
  • 209 тем
    Last Visit 12 Май 2022 18:57
  • Город:Кола


Отправлено 10 Март 2010 - 20:00

Из книги "Асы Сталина": Капитан Хлобыстов Алексей Степанович родился 23 февраля 1918 года в дер. Второе Захаром Рязанской обл. В 1938 году учился летать в Устомском аэроклубе, через год призван в армию, обучался в Качинскрм ВАУ. В июне 1941 года находился в 153-м ИАП на Ленинградском фронте в звании лейтенанта, одержал первую победу на биплане И-153. Позднее воевал на Волховском фронте, летал на МиГ-3. Затем получил назначение в 147-й ИАП на Карельском фронте, под Мурманском. Теперь летал на самолете Кертисс П-40 "Томагавк", Прославился 8 апреля 1942 года: в этот день в группе сбил "Юнкерс-87" и уничтожил тараном «Мессершмитт-110». Но даже после этого его самолет остался цел, и Хлобыстов благополучно приземлился, потеряв часть крыла. 14 мая добился очередной победы тараном, однако на этот раз его самолет был подбит, и он был вынужден выброситься с парашютом. 6 июня 1942 года награжден орденом Красного Знамени за боевые действия под Ленинградом. Последующие заслуги отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина и вторым орденом Красного Знамени. Продолжал результативные боевые вылеты, однако 13 декабря 1943 года погиб в бою. В это время был командиром эскадрильи 20-го ГвИАП (такое наименование получил бывший 147-й ИАП). Имел на своем счету 31 сбитый самолет (24 — в группе).


информация с ресурса "Воздушный таран"
"...8 апреля 1942 года его принимали в члены ВКП(б). Во время собрания поступила команда на взлёт. Посты ВНОС обнаружили большую группу самолётов противника, шедших к Мурманску. На перехват была поднята шестёрка истребителей P-40 "Томахок-IIB" под командованием гвардии капитана Позднякова А.П. В районе посёлка Рестикент наши лётчики обнаружили 15 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 5 истребителей Me-110. Завязался упорный воздушный бой. В ходе боя самолёт гвардии лейтенанта Фатеева И.Д. был атакован "мессершмиттом". Ему на помощь пришли лётчики Бычков Е.М. и Семеньков В.Р. Спасаясь от их пулемётных очередей, немец отвернул в сторону и оказался перед Хлобыстовым. Времени на прицеливание не было. Не желая упускать гитлеровца невредимым, он левой плоскостью своего самолёта ударил по хвосту "мессершмитта". Тот, потеряв управление, врезался в сопку. Затем огнём из бортового оружия Хлобыстов сбил ещё один самолёт. Вскоре к немцам подошло подкрепление: 8 "мессершмиттов". В критический момент боя на таран пошёл капитан Поздняков и при этом погиб. Желая отомстить за своего командира, Хлобыстов сошёлся в лобовой атаке с двумя "мессершмиттами" и вторично применил таран, ударив одного из них вновь правой плоскостью. На повреждённом, едва управляемом самолёте дотянул до своего аэродрома и благополучно произвёл посадку.
Прикрепленный файл  Hlobystov.jpg   15,39К   95 скачиваний фото взято с "Воздушный таран"

14 мая 1942 года гвардии старший лейтенант Хлобыстов вылетел в составе группы истребителей на отражение налёта вражеской авиации на Мурманск. В первые же минуты боя он был ранен в руку и ногу. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Резким маневром Хлобыстов попытался сбить пламя, но безуспешно. Заметив, что самолёт капитана Соломонова В.Д. атакует Me-109, довернул свой самолёт, увеличил газ и таранным ударом уничтожил противника. От удара Хлобыстова выбросило из кабины через открытый фонарь. Теряя сознание, он успел раскрыть парашют. 6 июня 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза..."

#17 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 824 сообщений
  • 209 тем
    Last Visit 12 Май 2022 18:57
  • Город:Кола


Отправлено 13 Март 2010 - 18:54

ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - Сборник - Лётчики
Основные даты жизни и деятельности Хлобыстова А. С.
1918 — В с. Захарове (ныне Елино) Рязанской области родился Алексей Степанович Хлобыстов.
1927 — Пошел в первый класс Захаровской начальной школы.
1934 — Окончил семилетку. Переезд в Москву, Ученик электромонтера на заводе.
1936 — Алексей вступает в комсомол. Работает электромонтером.
1938 — Учеба в Ухтомском аэроклубе.
1939 — Принят в Качинскую авиационную школу.
1941, июнь — Шестой день войны. Первый воздушный бой и первая победа — сбит вражеский бомбардировщик Ю-87.
1942, апрель — Принят в ряды Коммунистической партии.
1942, 8 апреля — Алексей Хлобыстов совершает подвиг, не имеющий аналога в истории мировой авиации, — два тарана в одном бою.
1942, апрель — Третий таран А. Хлобыстова — на горящем самолете.
1942, 6 июня — Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении А. С. Хлобыстову звания Героя Советского Союза.
1943, декабрь — А. С. Хлобыстов погиб, выполняя задание командования.

#18 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 824 сообщений
  • 209 тем
    Last Visit 12 Май 2022 18:57
  • Город:Кола


Отправлено 04 Июнь 2010 - 19:14

сканы наградных листов с "Подвиг народа"

Орден Красное Знамя
от 22 июля 1941 года

Прикрепленный файл  Hlobystov01.jpg   98,47К   89 скачиваний
Прикрепленный файл  Hlobystov02.jpg   93,92К   78 скачиваний

#19 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 824 сообщений
  • 209 тем
    Last Visit 12 Май 2022 18:57
  • Город:Кола


Отправлено 04 Июнь 2010 - 19:15

продолжение

Прикрепленный файл  Hlobystov03.jpg   107,81К   60 скачиваний
Прикрепленный файл  Hlobystov04.jpg   81,08К   53 скачиваний

#20 OFFLINE   DMS

DMS

    Активный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 824 сообщений
  • 209 тем
    Last Visit 12 Май 2022 18:57
  • Город:Кола


Отправлено 04 Июнь 2010 - 19:24

Указ о награждении
Орден Красного Знамени (был представлен к ордену Ленина)
от 05 июня 1942 года

Прикрепленный файл  Hlobystov05.jpg   89,89К   63 скачиваний
Прикрепленный файл  Hlobystov06.jpg   87,43К   58 скачиваний




ratisbons.com edelweiss-antiques.com 1abutik.ru
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров