Несколько лет назад нам стало известно о месте падения одного из этих самолетов. Обломки крылатой машины, упавшей на склон сопки, покрытый мхом и другой низкорослой тундровой растительностью, нам показал один из жителей Заозерска, который знал о моем увлечении авиационным поиском.
Поскольку членам поисковой группы "Икар" уже неоднократно доводилось обследовать подобные места авиакатастроф времен войны и имелся некоторый опыт поисковой работы, нам не составило особого труда определить тип разбившегося самолета. Фрагменты стоек шасси, бронеспинка и другие характерные детали конструкции не оставляли сомнений, что перед нами — американский истребитель П-40 "Киттихоук", поставлявшийся в СССР в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу.
Судя по разлету обломков и их размерам можно было предположить, что самолет либо взорвался в воздухе, либо в крутом пикировании столкнулся с землей: оплавленные и покореженные фрагменты находились в радиусе до 50 и более метров от эпицентра удара. Следов, свидетельствовавших о гибели пилота вместе с самолетом, обнаружено не было.
Из-за испортившейся погоды (была осень) и недостатка светлого времени детально обследовать место падения самолета нам в тот раз не удалось. Но близость этой точки к Заозерску порождала уверенность в том, что в ближайшее время у нас будет возможность вновь посетить ее. И все же ряд фрагментов, представляющих интерес с точки зрения музейной экспозиции, мы отобрали и подготовили к вывозу.
Увы, из-за текущих дел, работы, а затем и отпусков повторное посещение места находки неоднократно откладывалось. И хотя в зимний период на снегоходе нам удалось вывезти часть отложенных деталей, в силу тех же причин тщательно они не исследовались.
Осенью 2008 года мы, следуя информации, полученной от знакомого охотника, посетили еще одну подобную точку, расположенную примерно в 3 километрах к северу от описанного выше места падения самолета. По обломкам нам удалось установить, что и в этот раз обнаруженной машиной был подобный самолет — "Киттихоук". Более того, мы обнаружили часть пластиковой информационной таблички, где имелось обозначение типа данного самолета — "Р-40", Причем на уцелевшей бронеспинке просматривался нанесенный краской четырехзначный номер: первая цифра угадывалась с трудом, но последние три читались вполне хорошо — 167. Останков летчика, как и в первом случае, обнаружить не удалось.
К этому времени мы уже располагали достаточно подробной информацией о потерях нашей авиации на Северном театре военных действий в годы войны. Кроме того, поисковики "Икара" приобрели навыки в вопросах обнаружения заводских номеров на фрагментах и узлах различных типов самолетов, в том числе и "Киттихоуках", где такой номер наносился, как правило, на бронеспинке, со стороны места пилота, а также штамповался на некоторых деталях.