Перейти к содержимому


ratisbons.com edelweiss-antiques.com
Фотография

С "Лейкой" и блокнотом...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 1954

#181 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 18 Октябрь 2009 - 13:28

Главную фронтовую дорогу только предстояло построить. Эта грунтовая дорога (по советской терминологии военных лет – тракт) существует и по сей день и известна среди военных и местных жителей под названием «танковой». Немцы же называли её Русской дорогой (Russenstrasse). Работы по постройке этой дороги, которые происходили во второй декаде июня 1941 года, в том числе и в районе поселка Спутник, описаны Гансом Рюфом, хронистом 2-й горнострелковой дивизии противника в его книге «Горные стрелки перед Мурманском»:

«От моста через Петсамойоки до предгорий Куосмоайви кипела оживлённая жизнь. Во главе строительных работ шёл 405-й строительный батальон, который состоял из участников Первой Мировой войны. Это было подразделение, которое уже имело богатый опыт дорожного строительства в Северной Норвегии. Их неутомимым трудом наполовину проходимое болото превращалось в проезжую дорогу. Вместе с ними трудилась группа Имперской службы труда (RAD), укомплектованная молодыми юношами в возрасте от 17-ти до 18-ти лет. Эти парни работали с особым усердием, хотя с первого дня они находились под угрозой нападения низколетящих русских самолётов. Дитль при посещении строительных работ имел возможность лично убедиться в превосходном боевом духе солдат-строителей.

Чуть позже прибыл передовой отряд строительной команды, состоящей из 700 человек под командованием инженера Завоулайнена (Savoulainen). Это было довольно пёстрое по своему составу подразделение, состоявшее частью из старых, негодных к военной службе людей, частью из лиц со слегка криминальным прошлым, и не оставляло после себя впечатление, внушающее доверие. Тем не менее, финны, работая в своём привычном размеренном темпе, оказались настоящими мастерами в дорожном строительстве и принесли большую пользу горнострелковому корпусу. Таким образом, все эти подразделения старались сделать свою работу и все приготовления к наступлению должны были быть закончены к 28 июня. Дорожное строительство значительно затруднялось транспортом снабжения, который постоянно двигался вперёд и назад. Особенно сложным предприятием было выдвижение тяжёлой артиллерии и специального сапёрного имущества. На некоторых участках тягачи не могли проехать без дополнительной помощи впряженных лошадей или людей в количестве от 30 до 40 человек. После того, как 8-тонный мост через Петсамойоки был закончен, все, кто должен был участвовать в наступлении, двинулись вперёд»

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  Image6.jpg   44,66К   23 скачиваний
  • Прикрепленный файл  Image7.jpg   64,85К   123 скачиваний


#182 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 18 Октябрь 2009 - 13:37

Правильнее будет сказать, что Русская дорога получилась соединением в одну дорогу следующих участков:

- от Петсамо до Старой Титовки - размечен советскими войсками перед Зимней войной, заново перестроен и сделан собственно дорогой противником после захвата Титовского УРа с использованием развитой системы дорог от Ст.Титовки до линии приграничных укреплений;

- от Ст. Титовки до Западной Лицы построен противником с использованием участка от моста до Малой Титовки, который оказался западней для советской артиллерийской группировки 14-й стрелковой дивизии в первые дни войны (на схеме в сообщении № 180 это хорошо заметно).

- от Западной Лицы - с использованием Мишуковской дороги.

На фото - разные участки одной и той же дороги.

Прикрепленные файлы



#183 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 18 Октябрь 2009 - 18:31

Схема, показывающая состояние дорожной сети на первые числа июля 1941 г. Дорога из района Титовского УРа (Титовского лагеря, который в наших архивных документах именуется "95-м километром", а немцами обозван Русским лагерем) в направлении Западной Лицы отсутствует. Построен лишь небольшой участок длиной около 3-х км в направлении Малой Титовки.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  img056.jpg   106,16К   234 скачиваний


#184 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 18 Октябрь 2009 - 18:39

Еще одна схема. Вовсю идет первое сражение на Западной Лице. Несмотря на это 405-й строительный саперный батальон занят своим прямым делом - он строит дорогу, которую потом назовут Русской дорогой. Место расположения и работ батальона выделено синим цветом.

Дорога через очень важный с точки зрения наших историков мост через Западную Лицу переброшена, но еще не построена - на восточном берегу лишь несмелые наброски контура будущей дороги. А как любят порассуждать про важность этого моста! Только про дорогу, которой к нему не построили к тому времени, не очень распространяются.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  img055.jpg   133,35К   219 скачиваний


#185 OFFLINE   Alexis

Alexis

    Постоянный участник Форума

  • Пользователь
  • PipPip
  • 314 сообщений
  • 0 тем
    Last Visit 27 Окт 2021 11:06

Отправлено 19 Октябрь 2009 - 18:10

.... дорогу, которую потом назовут Русской дорогой.

Russenstrasse.......
Прикрепленный файл  Russenstrasse.jpg   24,36К   30 скачиваний

С большим уважением к автору , теме и ко всем кто интересуется.....

Сообщение отредактировал Alexis: 19 Октябрь 2009 - 18:20


#186 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 20 Октябрь 2009 - 17:31

С большим уважением к автору , теме и ко всем кто интересуется.....


Спасибо на добром слове. Вот еще одна фотография этой дороги, сделанная в первые дни наступления противника. Смазанный центр фотографии лишний раз подчеркивает динамизм происходящих в этом месте событий - у них там снова что-то застряло и кто-то энергично машет руками и оглоблями, остальные наблюдают, пока освободится дорога.

Прикрепленные файлы



#187 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 20 Октябрь 2009 - 17:35

Фотография, сделанная на новой дороге со стороны финской границы в сторону Титовского УРа - артиллерия противника на прицепе у полугусеничных тягачей выдвигается на позиции.

Все подписанные фотографии - из книги Г.Рюфа "Горные стрелки перед Мурманском".

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  Image11.jpg   77,46К   22 скачиваний


#188 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 22 Октябрь 2009 - 16:30

Несколько фотографий из района реки Западная Лица и плацдарма на ее правом берегу в районе устья, созданного войсками противника в 1941 г.

Высота Доппелькопф и колонна эсэсовцев на ее фоне. Кадр из кинохроники. Правда, фельдфебель идущий первым одет в горнострелковую куртку-ветровку для высокогорья.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Dietrich: 22 Октябрь 2009 - 16:34


#189 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 22 Октябрь 2009 - 16:33

Та же тропа, ставшая шоссейной дорогой. Наши дни. Фото делал Папа Бизон.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Dietrich: 22 Октябрь 2009 - 16:34


#190 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 22 Октябрь 2009 - 16:38

Высота 274 - район жестоких боев лета 1941 года. Карандашный рисунок фронтового художника. На переднем плане справа - склон высоты Херцберг.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  274_2.jpg   135,62К   49 скачиваний


#191 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 22 Октябрь 2009 - 16:41

Фотография, сделанная в морозный зимний день практически с того же места, что и предыдущий рисунок. На переднем плане хорошо видна крыша землянки.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  274.jpg   115,9К   50 скачиваний


#192 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 22 Октябрь 2009 - 16:43

Фотография этой же высоты, сделанная летом с перевала.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ____.jpg   111,77К   41 скачиваний


#193 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 24 Октябрь 2009 - 19:15

Отворотка от главной дороги (Руссенштрассе) в сторону устья Западной Лицы называлась Каринтийской дорогой (Kaerntner Weg). Она заканчивалась мостом через Западную Лицу, названным в честь командира 137-го горнострелкового полка 2-й горнострелковой дивизии мостом фон Хенгля (von Hengl-Bruecke). На правом берегу реки, под скалой, располагался дивизионный медицинский пункт "Лица" (Hauptverbandplaz Liza).

Мост Хенгля первой постройки был простеньким и ледохода весны 1942 г. не выдержал. На фото - первый мост Хенгля. Вид с запада на восток.

Прикрепленные файлы



#194 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 24 Октябрь 2009 - 19:24

Если смотреть кинохронику, откуда взят этот кадр, то может сложиться впечатление, что этот мост и есть мост Хенгля первой постройки. Перед этим кадром идет панорама фиорда, снятая от Русской дороги, затем появляются эсэсовцы на фоне Доппелькопфа и затем на фоне того же фиорда, те, что показаны мной ранее. Поэтому, поскольку мост в тех местах через реку был только один, вполне логично предположить что это мост Хенгля.

Но характер заезда на мост - слева - вызывает сомнения. На снимке в предыдущем сообщении видно, как заворачивает дорога, и как она подходит к мосту.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ___050.jpg   123,89К   18 скачиваний

Сообщение отредактировал Dietrich: 24 Октябрь 2009 - 19:26


#195 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 24 Октябрь 2009 - 19:29

Рисунок устья Западной Лицы, датированный апрелем 1942 г. К мосту первой постройки, который еще не снес весенний ледоход, добавилась канатная дорога, переброшенная через реку в районе устья для снабжения плацдарма противника на восточном берегу.

Прикрепленные файлы



#196 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 24 Октябрь 2009 - 19:35

В конце мая - в начале июня 1941 г. пригрело солнце, и веселая река снесла к чертям собачьим наш мост Хенгля, построенный противником летом 1941 г. Однако к катастрофе для войск, сражающихся на плацдарме, это не привело - канатная дорога действовала исправно и снабжение фронта было обеспечено всем необходимым.

Однако новый мост строить все же пришлось. И подойти к этому делу более основательно - оборудовать мост противоледоходной защитой опор.

На фото мост второй постройки в период строительства. Фотография сделана скорее всего с канатной дороги.

Прикрепленные файлы



#197 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 24 Октябрь 2009 - 19:40

Хороший снимок самой канатной дороги над устьем реки. Фото из книги Г.Рюфа "Горные стрелки перед Мурманском". Подпись под фотографией гласит: "Самая длинная канатная дорога Европы над мостом Хенгля".

Правда, сам мост в кадр не попал, но видно дорогу на западном берегу, которая подходит к мосту.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  034.jpg   119,34К   65 скачиваний


#198 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 24 Октябрь 2009 - 19:43

После постройки новый мост выглядел вот так. Фотография сделана с западного берега. Фото из книги Торбана "Бои в районе Печенги и Киркенеса, 1944 г.".

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  5_00025.jpg   84,98К   48 скачиваний


#199 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 24 Октябрь 2009 - 19:46

Одна из самых известных фотографий этого места показывает уже построенный новый мост и войска, направляющиеся на плацдарм.

Прикрепленные файлы



#200 OFFLINE   Dietrich

Dietrich

    Активный участник Форума

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 3 513 сообщений
  • 20 тем
    Last Visit 18 Ноя 2021 19:16


Отправлено 24 Октябрь 2009 - 19:50

Эта фотография из солдатского альбома относится к октябрю 1943 г. и показывает расположение медицинских построек - операционных и перевязочных бараков дивизионного медицинского пункта Лица.

Фото интересно тем, что на нем видна вертикальная маскировочная маска, изготовленная из хвороста и развешанная вдоль дороги на поперечных веревках. Это было связано с тем, что часть дороги просматривалась советскими войсками.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  Image24.jpg   133,24К   97 скачиваний

Сообщение отредактировал Dietrich: 24 Октябрь 2009 - 19:56





ratisbons.com edelweiss-antiques.com
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров