Перейти к содержимому


ratisbons.com blockhaus.ru
Фотография
- - - - -

КИНОРЕЦЕНЗИЯ: ВОЕННЫЕ ФИЛЬМЫ ПО "ФИНСКОЙ" ТЕМЕ


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 28

#1 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 14:41

Вместо вступительных слов к материалам по данной теме мне хотелось бы привести содержание (целиком) одной статьи из газеты "Красная звезда" от 07.06.2005 г.

"Образ врага" и "бычье упрямство" Как русские и финны показывают друг друга в "военном" кино.
Елена СЕНЯВСКАЯ, доктор исторических наук, Институт российской истории РАН.

Взаимовосприятие народов, особенно соседних, - явление сложное, противоречивое и «многопластовое», несущее на себе отпечаток исторических, нередко многовековых взаимоотношений, которые далеко не всегда бывают дружественными. А если груз прошлых обид дополнен «конфликтом интересов» и взаимными претензиями, то в сознании народов может долго сохраняться, воспроизводиться, а порой и актуализироваться «образ врага».

ОБРАТИМСЯ к конкретному примеру взаимоотражения двух наций в советском (российском) и финском кинематографе о Второй мировой войне. Конечно, наши «весовые категории» в свете истории несопоставимы. С одной стороны, русская нация с тысячелетней государственностью, имперскими традициями, огромной территорией, крупными городскими центрами. С другой - маленький финский народ, живущий на окраине европейской Ойкумены, в лесах и болотах между Россией и Швецией, не имевший своей государственности вплоть до 1918 года, но долго являвшийся предметом раздора и раздела для своих более развитых и сильных соседей. Сначала Финляндия была провинцией Швеции, а потом стала «военным трофеем» и провинцией Российской империи. Если для русского самосознания отношения с финнами были малозначимыми и периферийными, то для финнов отношения с великим соседом были судьбоносными и ключевыми. Причем, несмотря на то что Финляндия занимала, можно сказать, привилегированное положение в империи, в конце XIX века буйно расцвели финский национализм и сепаратизм, а после 1918 года стали проявляться и шовинистические «великодержавные», агрессивные устремления с претензией на территории, которые Финляндии никогда не принадлежали.

Следует учесть также идеологический контекст взаимоотношений двух народов в 1920 - 1930-е годы: два государства воспринимали друг друга через призму классовой ненависти. Причем если для советских людей доминирующим был образ «белофиннов», подавивших свой революционный пролетариат, то в Финляндии СССР представляли как оплот «красного бандитизма» и «большевистской угрозы». Известно, что вооруженные формирования Финляндии участвовали в интервенции против Советской России, стремясь удовлетворить свои непомерные территориальные притязания не только на Карелию, но и на ряд исконно русских земель вплоть до Мурманска, Архангельска и даже Петрограда. Среди наиболее радикальных финских политиков находились и такие, в чьих фантастических мечтах будущая Великая Финляндия простиралась чуть ли не до Енисея… Аннексионистские настроения финских политиков не раз реализовывались в политических провокациях, враждебных СССР сговорах и планах, в том числе военного характера. У советского руководства были реальные основания опасаться финской угрозы в преддверии Второй мировой войны.

Только учитывая все эти обстоятельства, можно понять и объективно оценить то, как в кинематографе двух стран отражался образ противоположной стороны в контексте двух войн – «Зимней 1939 - 1940 гг.» и «войны-продолжения 1941 - 1944 гг.»

ПОНЯТНО, почему в советском кинематографе их изображение не заняло сколько-нибудь существенного места. Финская кампания оказалась лишь кратким прологом к Великой Отечественной войне, в ходе которой противоборство с Финляндией, сателлитом фашистской Германии, велось на периферийном театре военных действий. Времени между двумя этими событиями все же хватило для выпуска трех художественных фильмов о советско-финляндской войне, причем два из них вышли на экран уже после начала Великой Отечественной и в определенной мере были «скорректированы» под новые условия. Это «Фронтовые подруги» (выпущен 19 мая 1941 г., реж. Виктор Эйсымонт), «В тылу врага» (1941 г., реж. Евгений Шнейдер) и «Машенька» (1942 г., реж. Юрий Райзман).

Хотя все они в какой-то степени имеют пропагандистскую направленность, в двух из них почти нет вражеских лиц - только силуэты в чужой форме в батальных сценах. Лишь два эпизода «Фронтовых подруг» представляют нам «образ врага» как таковой в виде «звериного оскала» финского снайпера-«кукушки», стреляющего с дерева в девушку-сандружинницу, и другого финского вояки, в числе других напавшего на санитарную машину с ранеными бойцами и медсестрами... Все вместе они подчеркивают нарушение противником норм международного права.

Фильм «В тылу врага» - в полном смысле пропагандистский. Он непосредственно посвящен боевым действиям, но уже явно откорректирован в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, главным врагом в которой была для нас фашистская Германия. Не случайно враги-«белофинны» называются так только в титрах, а в кадре наши бойцы именуют их «фашистскими гадами». Главное в фильме - подвиг советских бойцов, а «образ врага» опять-таки весьма абстрактный.

Фильм «Машенька» задумывался как лирическая картина о жизни и любви девушки из маленького города. Начавшаяся война побудила авторов ввести в судьбы главных героев военные эпизоды, в том числе встречу Маши, ставшей военфельдшером, и ее любимого на фронте. Но война с Финляндией - это всего лишь «задний план», фон, на котором развиваются взаимоотношения героев, высвечиваются их характеры. «Образ врага» в фильме фактически не прорисован.

Из всех трех картин тем не менее ясно, что враг коварен, упорен, силен и жесток, с ним ведется тяжелая борьба с немалыми жертвами. А вот нагнетания ненависти, направленной против финнов как нации, против финского народа, нет.

К теме финской войны наш кинематограф вновь обратился только в 2002 году, когда на экраны вышел фильм «Кукушка» (реж. Александр Рогожкин), сюжет которого развивается на фоне событий лета 1944 г. - советского наступления на Карельском фронте. Два героя фильма - финский снайпер, прикованный немцами к скале и переодетый ими в эсэсовскую форму, и советский капитан, арестованный по доносу. Два смертника, волей судьбы оставшиеся в живых и оказавшиеся вместе на глухом хуторе у девушки-саами. Хотя национальность героев обозначена, в канве фильма-притчи она не имеет принципиального значения - на их месте вполне могли оказаться другие люди. Фильм абсолютно пацифистский. Единственный «образ врага» - это образ самой войны, заставляющей людей ненавидеть и убивать, видеть друг в друге врагов.

Причины отсутствия в нашем послевоенном кинематографе фильмов о советско-финском противостоянии – это прежде всего его относительная малозначимость для российской истории и национального самосознания, а также, очевидно, нежелание омрачать отношения с Финляндией, предаваться неприятным напоминаниям.

ХОТЯ ФИНЛЯНДИЯ об этом военном прошлом никогда не забывала и вписывала его в общий контекст своего исторического самосознания - в том числе и территориальных претензий к восточному соседу. События конца тридцатых – начала сороковых годов ХХ века превратились для финнов в героический эпос почти такого же значения, как «Калевала».

Учитывая - по авторитетным оценкам зарубежных критиков - общую слабость финского кинематографа и небольшое число выпускаемых фильмов, удельный вес картин, посвященных войнам с СССР, можно считать огромным. Это связано с тем, что из-за малочисленности населения и соответственно зрительской аудитории, а в результате - неокупаемости кинопродукции финский кинематограф находился под патронажем государства и в значительной мере носил пропагандистский характер...

С осени 1944 г., после выхода Финляндии из войны, производство фильмов на несколько лет полностью прекратилось, но вскоре после своего возрождения финский кинематограф вновь и весьма активно обратился к военной теме. Рассмотрим лишь три наиболее известных, популярных в Финляндии и показательных с точки зрения освещения этой темы картин: «Неизвестный солдат» (1955 г., реж. Эдвин Лайне), «Зимняя война» (1989 г., реж. Пекки Перикка) и «Дорога на Рукаярви» (1999 г., реж. Олли Саарела).

Неоднократное и настойчивое обращение кинематографа к данной тематике свидетельствует о ее значимости для общественного сознания в Финляндии, о востребованности подобных фильмов, об актуальности затрагиваемых в них сюжетов и идей, находящих отклик в национальном самосознании. Учитывая, что киноискусство своими средствами не только отражает какие-то общественные явления, но и формирует представления о них, отношение к ним широких зрительских масс, то, как представлены эти две войны, крайне важно для понимания умонастроений в Финляндии и того, как в действительности финская элита относится к России.

Несмотря на определенное различие сюжетов, фильмы имеют поразительную общность в доминирующем настрое, ключевых установках, в отношении к самой войне, целям Финляндии в ней и к противнику. Позицию авторов, как правило, выражают сами герои, передавая настроения, взгляды и оценки зрителю. Кстати, художественный уровень фильмов крайне низок, они почти бессюжетны, затянуты и нудны, но на финского зрителя производят большое впечатление. Причина, вероятно, в созвучии их настроений и идей сознанию населения Финляндии. Каковы же эти идеи?

В начале каждого фильма звучит идеологическое обоснование участия Финляндии в войне. Форма ему придается разная: здесь и речь офицера на митинге перед строем солдат и медсестер («Зимняя война»), и выступление по радио одного из руководителей страны («Неизвестный солдат»), и внутренний монолог героя («Дорога на Рукаярви»). Однако смысл везде один: «Русские - наши вековые враги. Они хотят отнять нашу землю. Мы защищаем нашу Финляндию. Мы должны вернуть то, что они у нас отняли» - и т.д. Авторы фильмов не замечают, что их якобы справедливый патриотический оборонительный пафос вступает в противоречие с очевидными агрессивными, аннексионистскими утверждениями. «Наша Финляндия», которую они защищают, оказывается, простирается до Урала. Русские - «вековые исконные враги», отобравшие у финнов Карелию, которая в действительности никогда им не принадлежала. В своей «оборонительной» войне финны готовы забрать Смоленск («Неизвестный солдат»), дойти до Белого моря, до Мурманска или до Урала, «если они нам позволят», как говорит один из финских офицеров («Дорога на Рукаярви»).

Вообще русские – это презренные «рюсси», весьма оскорбительное название нации. В финских картинах практически отсутствует классово-идеологический момент - несколько раз упоминается Сталин, есть сценки с советскими листовками или агитаторами, пропаганда которых выглядит нелепой и недейственной, и все. Зато практически во всех фильмах происходит нагнетание националистического мотива. Для разжигания национальной ненависти русским, в частности, приписывается презрительное и оскорбительное отношение к финнам: например, в уста красноармейцев вкладывается боевой клич «Смерть чухонцам!»

Русские показаны людьми тупыми и внешне непривлекательными, зато финны изображены героями и храбрецами. Чего стоят их высказывания: «Ну, держитесь, русские, мы идем!», «Финский медведь наконец-то встал на задние лапы!», «Один финский солдат десяти русских стоит». Однако очень странно, что подобное все-таки «проскочило» в пропагандистском кино, - финны спокойно добивают раненых на поле боя и жестоко расправляются с пленными. Что еще удивительнее, так это неоднократно повторяемая реплика сразу в двух фильмах («Неизвестный солдат» и «Зимняя война»): «Цельтесь в живот, ребята!», «Цельтесь в живот - и все дела!», «Стреляйте между ног!» Вероятно, подобный «гуманизм» настолько привычен их этническому сознанию, что противоестественность такого рода зверств даже не замечается. Убить врага на войне - это понятно. Но смаковать его мучения и принимать это как норму, а подобные действия как одобряемое поведение - это уже слишком. Тем более для произведений, претендующих на художественную ценность у народа, считающего себя цивилизованным, «европейским»...

И ведь на самом деле финны отличались в войне особой жестокостью, даже по сравнению со своими союзниками-немцами. Так что финский кинематограф невольно раскрывает правду и о прошлом, и о намерениях. В кино всегда очень важна концовка - в этом смысле весьма символично выглядит завершение «Неизвестного солдата», снятого в нейтральной и дружественной СССР, как официально считалось, Финляндии. Финальный диалог героев фильма после поражения в 1944 г. звучит так:
- Чертовы русские! Опять, опять победили!
- Ничего страшного! Все потеряно, кроме чести... Проклятый Советский Союз!.. Но мы с вами упрямые, как быки, финны. Мы еще возьмем свое...
Здесь дана прямая пропагандистская установка - в лоб. И указаны ориентиры на будущее...

А вот в фильме 1999 г. («Дорога на Рукаярви»), где герои также хотели дойти до Урала, концовка тоже символична, но по-другому. Это символ, взывающий к национальным чувствам. Образ невесты главного героя, нежной и хрупкой медсестры, изнасилованной русскими солдатами, претендует на символ «поруганной, но не сломленной Финляндии». Подразумевается, что за нее нужно расквитаться с врагом. Впрочем, делать выводы предоставляется самим зрителям, которым на протяжении трех часов создавали определенное настроение и формировали соответствующее отношение к виновникам страданий главных героев. При этом зритель уже вряд ли сумеет вспомнить начало фильма и задуматься: что, собственно, делали эти герои по ту сторону границы, зачем они оказались на чужой земле.

ПОДВОДЯ ИТОГ сравнительному анализу «образа врага», отраженному в финском и российском кинематографе, можно сделать следующий вывод. В финском послевоенном обществе образ России-врага культивировался все эти десятилетия, и в качестве врага преподносилось не только наше государство, но и весь русский народ. В сознание финнов вбивалась мысль о «естественных правах» на соседние территории.

Финский социолог Йохан Бэкман утверждает, что «у русских сформировался слишком положительный образ финнов и политики Финляндии. Во времена советской пропаганды Финляндия представлялась как доброжелательная страна. Но каждый, кто жил в Финляндии в 1990-х, знает, что атмосфера в Финляндии антироссийская. Финские реваншистские настроения имеют скрытый характер, финны знают, что русским не стоит открыто угрожать».

В своем выступлении весной 2002 г. на военно-историческом сборе в Суоярви, посвященном годовщине окончания советско-финляндской войны 1939 - 1940 гг., Й. Бэкман заявил, что «МИД Финляндии начал огромную пропагандистскую кампанию по ускорению возвращения Карелии Финляндии».

Вспомним еще раз заключительную фразу из старого фильма: «Мы с вами упрямые, как быки, финны. Мы еще возьмем свое...»

Сообщение отредактировал kamarad: 27 Январь 2006 - 16:08


#2 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 15:44

И так,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФИЛЬМЫ ПО ТЕМЕ:

Советские (Россия)

"ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА" - документальный фильм, СССР, 1940 г., продолж. около 75 мин. Черно-белый.

"В ТЫЛУ ВРАГА" - художественный фильм, СССР, 1941 г., продолж. около 61 мин. Черно-белый.

"КУКУШКА" - художественный фильм, Россия, 2002 г., продолж. около 90 мин. Цветной.

Финские

"НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ" (TUNTEMATON SOTILAS) - художественный фильм, Финляндия, 1955 г., продолж. около 168 мин. Черно-белый.

"ЗИМНЯЯ ВОЙНА" (TALVISOTA) - художественный фильм, Финляндия, 1989 г., продолж. около 190 мин. Цветной.

"ДОРОГА НА РУКАЯРВИ" (RUKAJARVEN TIE) у нас известен также под названием "В ТЫЛУ ВРАГА" - художественный фильм, Финляндия, 1999 г., продолж. около 120 мин. Цветной.

"В ДАЛИ ОТ ЛИНИИ ФРОНТА" (FRAMOM FRAMSTA LINJEN) - художественный фильм, Финляндия, 2004 г., продолж. около 127 мин. Цветной.

#3 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 17:29

Далее подробнее:

ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА
Производство Ленинградской Студии кинохроники 1940 г. Выпущено студией «Крылья России» в 2003 году. В данном случае видеоряд фильма рассматривается в качестве оцифрованной версии (vhs-rip).

Прикрепленные файлы



#4 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 17:33

В самом начале фильма озвучена «мотивация» действий частей Красной Армии:
«32 километра, расстояние одного орудийного выстрела, отделяли Ленинград от границы…».
«Финляндия, страна озер и лесов. Правящие круги Финляндии превратили эту страну, и прежде всего Карельский перешеек, в готовый военный плацдарм для третьих держав для нападения на Советский Союз, для нападения на Ленинград. Восемь линий укреплений были возведены возле самой нашей границы, они составляли «предхоллье» (так в фильме) перед основной линией – Линией Маннергейма».
«В ноябре 1939 года финская военщина приступила к активным действиям, начав с дерзких и возмутительных провокаций на нашей границе".

Далее в качестве иллюстраций показаны отдельные кадры из ф-ма, в натуральном разрешении картинки 720х576 пикс.

Прикрепленные файлы



#5 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 17:38

Все дальнейшие события показаны в хронологическом порядке – наступление, красноармейцы в бою, прорыв обороны, взламывание Линии Маннергейма, осмотр трофеев и бункеров, убитые финские солдаты, захват Выборга, финские военные заключают мир на условиях победителей…

Здесь:
верхний кадр - в штабе наступающих частей.
нижний кадр - съемки в кузове советского грузовика, заполненного трофейным финским оружием и амуницией (интересный какой погон!).

Прикрепленные файлы



#6 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 17:42

Победа! Под звуки патриотической песни фильм заканчивается кадрами победного марша частей Красной Армии по улицам Ленинграда. Все славят Красную Армию - которая бережет мир. Конец фильма.

Здесь:
верхний кадр - советские высшие офицеры осматривают разрушенные бетонные бункера Линии Маннергейма.
нижний кадр - части РККА входят в Ленинград, мирные жители их радостно приветствуют.

Прикрепленные файлы



#7 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 20:15

В ТЫЛУ ВРАГА
Производство Союздетфильм, СССР 1941 г. Из собрания Госфильмофонда СССР. Редчайший постановочно-батальный фильм. Официально фильм никогда не выходил на видео-носителях. В данном случае видеоряд фильма рассматривается в качестве оцифрованной версии (vhs-rip архивной копии, из частной коллекции). Без реставрации изображения и звука.

Режиссер-постановщик: Евгений Шнейдер.
Автор сценария: Рудольф Бершадский.
В ролях: Николай Крючков, Александр Гречаный, Павел Шпрингфельд, Александр Баранов, Петр Соболевский, Петр Савин, Николай Рыжов, Николай Ярочкин.

Прикрепленные файлы



#8 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 20:19

Действие фильма происходит в 1939-1940 гг. во время войны с Финляндией. Несколько дней наши части пытаются отбить у врага господствующую высоту. Трое советских солдат во главе с красноармейцем Бойковым (Н. Крючков) получают задание разведать расположение противника - они пробираются в тыл врага, и, замаскировавшись на чердаке одного из домов хутора, временно покинутого белофиннами, успевают установить телефонную связь со своим штабом.

Здесь:
верхний кадр - грозный взгляд красноармейца Бойкова (Николай Крючков).
нижний кадр - взгляд врага.

Прикрепленные файлы



#9 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 20:24

Внезапно появившиеся белофинны начинают поспешно готовить артиллерийские позиции. Ситуация стремительно осложняется. Завязывается бой. Оставшись один на чердаке Бойков, отбиваясь от врага, умело корректирует ответный огонь нашей артбатареи. Наши части идут в атаку и с боем захватывают хутор и господствующую высоту. Враг смят и отброшен...

Здесь:
верхний кадр - красноармейцы с боем берут хутор (с пулементом - Павел Шпрингфельд).
нижний кадр - рукопашная схватка с белофиннами: бей!

Прикрепленные файлы



#10 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 25 Январь 2006 - 20:28

В фильме присутствует масса батальных сцен, рукопашные схватки, очень хорошо показано вооружение и униформа финской и советской сторон. Резюме - потрясающий пропагандисткий фильм своего времени.

Здесь:
верхний кадр - финский офицер (вот такой чудесный шлем у него).
нижний кадр - финальная сцена: Красноармеец Бойков вновь идет в атаку, рядом флаг - "За Родину! За Сталина!"...

Прикрепленные файлы



#11 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 26 Январь 2006 - 20:40

Другой взгляд на жизнь. Финский.

Неизвестный солдат
Режиссер: Эдвин Лайне
Автор сценария: Юхо Невалайнен
В ролях: Вейкко Синисало, Рейно Толванен, Хейкки Саволайнен, Кости Клемеля

Фильм снят по повести Вайно Линна (Väinö Linna, Tuntematon sotilas, 1954). После Второй Мировой войны эта книга имела в Финляндии и за ее пределами большой успех, в некотором роде она сыграла свою роль в заживлении ран, нанесенных войной, это литературное произведение входит в финскую школьную программу.

Вышел на экраны в 1955 году. Фильм рассказывает о судьбах финских солдат, участвующих в войне против России на стороне Германии. События фильма начинают разворачиваться летом 1941 года, и зритель находится как бы в центре событий с самых первых дней войны, видит подготовку к войне в финских частях, их искреннюю радость по этому поводу. Однако эти русские ожесточенно сопротивляются, и вот война принимает затяжной характер…

Прикрепленные файлы



#12 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 26 Январь 2006 - 20:45

Благодаря актерской работе все драматические сцены и многочисленные боевые эпизоды получились очень реалистичными. Достоверность, несомненно, присутствующая в данной картине, хорошо показана униформа и вооружение финской стороны.

Кадры из фильма
верхний кадр - их пехота на марше.
нижний кадр - "Вперед, за Финляндию!" - и тут его скосила очередь из пулемета.

Прикрепленные файлы



#13 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 26 Январь 2006 - 20:51

В фильме удачно использованы многочисленные фрагменты оригинальной военной финской кинохроники, в т.ч. с участием трофейных русских танков.

Здесь:
верхний кадр - радость, они подбили русский танк! ("киноляп" своего рода - в роли некого русского танка снялся немецкий по сути средний Pz.IV)
нижний кадр - трофейный русский Бт-5 в финском использовании и камуфляже. Кадры из реальной хроники.

Прикрепленные файлы



#14 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 26 Январь 2006 - 20:57

В свое время фильм был положительно отмечен на Каннском Кинофестивале и до сих пор считается одним из наиболее успешных скандинавских фильмов с середины 50-х годов.

Пересказывать его содержание более подробно не имеет смысла, принимая во внимание специфику и традиции финского военного кинематографа. Фильм длинный, однако посмотреть его однозначно стоит.

Здесь:
верхний кадр - вот такие горячие финннскииие пааарнии.
нижний кадр - на привале, прием пищи их солдатами (с помощью такой знакомой складной ложки-вилки).

Прикрепленные файлы



#15 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 27 Январь 2006 - 08:28

Зимняя война
Режиссер: Пекка Парика.
Авторы сценария: Анти Туури, Пека Парика.
В ролях: Танели Макела, Веса Виерикко, Тимо Торрика

После продолжительного негласного табу на военные фильмы вплоть до горбачевских времен, финские зрители почувствовали своего рода ностальгию, поскольку ностальгией как минимум объясним тематический интерес современных финских режиссеров к советско-финской войне. Финны по-прежнему готовы делать кассовыми хитами киноверсии на больную тему. Первый же батальный эпос о событиях 1939- 40 гг. "Зимняя война" Пекки Парикка, появившийся в 1989-м году, стал самым кассовым финским фильмом года, завоевал три награды Jussi Финской киноакадемии и считается одним из лучших фильмов о Зимней и Второй Мировой войне.

Фильм посвящен финским солдатам, сражавшимся в "Зимней войне", защищавшим свои позиции вдоль Линии Маннергейма от вторжения частей советской Красной Армии зимой 1939-1940 гг. В нем рассказывается история двух братьев, которые ушли на "военные учения", а оттуда прямиком попали на фронт. В фильме присутствует очень много боевых эпизодов с участием большого количества статистов, танков, самолетов, неплохо показано вооружение и униформа финских солдат.

Прикрепленные файлы



#16 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 27 Январь 2006 - 08:37

Рассмотрим его ближе. Фильм, так сказать, спорный и не простой, чтобы оценить его достоинства и смотреть на него серьезно нужно быть либо финном или попытаться понять финнский менталитет. Фильм неплохой. К плюсам фильма можно отнести уже то, что красноармейцы говорят и матерятся на чистом русском языке, в съемках многочисленных боевых эпизодов принимали участие несколько действующих советских танков Т-26 на ходу, траншеи, капониры и показанная местность вполне соответствует исторической действительности.

Кадры из фильма
верхний кадр - речь командира, в которой авторы ф-ма пытаются дать зрителю свое обоснование последующих событий: "Наш старый враг, Россия, вторгся на нашу землю. Мы не хотели войны, мы хотели мира".
нижний кадр - русские идут!

Прикрепленные файлы



#17 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 27 Январь 2006 - 08:42

Каюсь, но не могу его смотреть местами без усмешки. О реалистичности фильма не хочется много говорить, в нем присутствуют такие места, которые вызывают только вопросы и недоумение.

Здесь:
верхний кадр - толпа русских идет в атаку на финские позиции.
нижний кадр - полезный человеколюбивый совет "Цельтесь в живот, ребята!"

Прикрепленные файлы



#18 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 27 Январь 2006 - 08:48

Примеры: финны показаны исключительными героями - русские трусами, при взрыве в двух шагах финны все живы и их даже не задело, русские бегают толпами и финны толпами косят красноармейцев из "суоми", после практически состоявшейся удачной атаки при поддержке танков красноармейцы начинают панически отступать (!) имея многократное преимущество в людях и находясь буквально в нескольких метрах от финских окопов противника, видим хилые и бессмысленные налеты советских самолетов… Все это можно объяснить только одним – просто это такое финское кино.

Здесь:
верхний кадр - новая бешенная атака, но дойдя до траншей врага красноармейцы бросились отступать.
нижний кадр - "У-у-у бляди паршивые! Я вам покажу!", - кричит русский танкист вылезая из горящего танка.

Прикрепленные файлы



#19 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 27 Январь 2006 - 08:56

Финал событий все известен... Фильм обязательно смотреть всем, хотя для того, чтобы увидеть идеализированную картину глазами другой стороны.

Здесь:
верхний кадр - финский солдат косит из автомата "Suomi" толпы красноармейцев. Удивительно, но этого финна все-таки убили.
нижний кадр - в кадр попала лишь небольшая часть толпы, извините, наступающей Красной Армии.

Прикрепленные файлы



#20 OFFLINE   kamarad

kamarad

    Заслуженный участник клуба

  • Topic Starter
  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 1 220 сообщений
  • 43 тем
    Last Visit 22 Июн 2015 17:46
  • Город:г. Москва


Отправлено 29 Январь 2006 - 19:45

ДОРОГА НА РУКАЯРВИ (в России известен также как В ТЫЛУ ВРАГА)
в англоязычном варианте - Ambush (оригинальное название Rukajärven tie)

Производство Matila Röhr Productions, Финляндия 1999 г.
Режиссер: Олли Саарела (Olli Saarela)
В ролях: Петер Францен, Ирина Бьерклунд, Кари Хейсканен, Таисто Реймалуото, Кари Ваананен, Томми Еронен

Обзор содержания этого фильма во многом основывается на официальных рекламных описаниях, однако частично комментарии и мои тоже.

Финская лента «Дорога на Рукаярви» (в России вышел под названием «В тылу врага») режиссера Олли Саарела уже достаточно хорошо известна у нас в стране. Будучи участником конкурсной программы ММКФ 1999 года, фильм покинул Россию без наград, но на родине стал главным кинособытием года и был удостоен 7-ми премий финской киноакадемии "Юсси".

По жанру это военно-приключенческий боевик, по существу - попытка взглянуть на события тех лет без разделения на «хороших» и «плохих», военные действия не заслоняют собой трогательную, интимную, пусть и далеко не оригинальную историю о влюбленных, разделенных ледяными реками и густыми лесами.

Прикрепленные файлы






ratisbons.com blockhaus.ru
Информационные страницы

Лучший Форум военных коллекционеров